Впервые за последние годы суд оправдал полицейских, обвинявшихся в превышении должностных полномочий. Так закончился конфликт между двумя юридическими компаниями, специализирующимися на «спасении» от службы в армии молодых людей. Ранее в истории конфликта уже были мошенничество и даже разбойное нападение.
«Призывник» и «Помощь призывникам»
Этот детектив начался 16 апреля 2009 года — в тот день сотрудники УВД по Центральному району Петербурга зарегистрировали разбойное нападение на офис некоего ООО «Помощь призывникам». По названию легко догадаться, чем данная компания занималась (сейчас она не работает).
Наталья Чижова, официальный представитель ООО «Помощь призывникам», заявила корреспонденту «Фонтанки», что посетившие офис ООО разбойники вели себя странно. По её словам, они несколько раз ударили одного из сотрудников, пригрозили «предметом, похожим на пистолет» и потребовали, чтобы компания прекратила свою работу, сказав, что пришли от одного из соучредителей известного в городе ООО «Призывник».
По словам Натальи Чижовой, организовавшие компанию «Помощь призывникам» люди ранее работали в «Призывнике», а потом обособились, создав «Призывнику» конкуренцию. Именно данное обстоятельство, а не жажда наживы, по мнению Чижовой, и стало причиной разбойного нападения — преступники взяли лишь 10 000 рублей, случайно оставленные на столе секретаршей.
Глава «Призывника» Аркадий Чаплыгин подтвердил тот факт, что организатор «Помощи призывникам» ранее работал в его компании, но категорически опроверг свою причастность к организации разбойного нападения.
В рамках возбужденного по факту разбойного нападения уголовного дела следователь выписала отдельное поручение сотрудникам уголовного розыска при УВД по Центральному району Петербурга. Поручение выглядело несколько абстрактно: мол, активизируйте, господа оперативники, работу, в частности проверьте на причастность к разбою возможных конкурентов.
В протоколах допросов потерпевших от разбойного нападения, по словам Натальи Чижовой, упоминались якобы сказанные преступниками слова про компанию «Призывник», в связи с чем один из руководителей ОУР Центрального УВД, как следует из материалов дела, и направил туда сотрудников уголовного розыска. Старшим группы был назначен подполковник полиции Олег Лотырев.
Олег Лотырев утверждает: он собирался прийти в офис «Призывника», представиться обманутым папашей забранного в армию парня и устроить жесткий скандал. По словам Лотырева, предполагалось, что для нейтрализации конфликта сотрудники «Призывника» вызовут «группу поддержки» - связанных с «Призывником» силовиков-неформалов, которых задержат и будут проверять на причастность к разбойному нападению.
Ошиблись номером
Из материалов дела видно, что, в принципе, так всё и было, кроме одного нюанса — сотрудники «Призывника» позвонили не бандитам, а по телефону «02». Оперативный эксперимент сорвался, Олег Лотырев и его коллеги представились, изъяли на «ресепшене» несколько папок с бумагами и системный блок компьютера — появились основания полагать, что на нем установлено нелицензионное программное обеспечение.
В общем, началась обычная полицейская рутина, за которой вскрылось одно любопытное обстоятельство: «Призывник», в офисе которого развивались события, имел на тот момент статус адвокатского образования (полное название — специализированная коллегия адвокатов). Хотя ранее это было ООО «Призывник», на базе которого в 2006 году и была создана одноименная адвокатская коллегия. Но в информационном центре, которым перед выездом воспользовался Аркадий Чаплыгин, содержались, по его словам, старые данные. Поэтому до определенного момента полицейские якобы не знали, что пришли в офис фирмы с адвокатским статусом.
Изъятые документы и системный блок вернули на следующий день, однако Аркадий Чаплыгин обратился в Следственный комитет, в результате чего по факту визита полицейских в офис «Призывника» и было возбуждено уголовное дело.
На скамье подсудимых оказались двое: руководитель той оперативной группы Олег Лотырев и вошедший в группу сотрудник районного ОБЭП Михаил Балахонов. Первый - как руководитель, второй - потому что составил протокол выемки документов и компьютера. Обоих обвинили в «превышении должностных полномочий», причем Лотырева - «с применением насилия» (по версии следствия, он толкнул одного из офисных работников).
Данная статья применима только в том случае, если действия обвиняемых повлекли «существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций». По мнению следствия, работа «Призывника» после визита полицейских была парализована на целый день, а адвокат Сания Царева не смогла за этот день заработать 160 000 рублей, которые, по ее подсчетам, должна была заработать. Кроме того, по мнению следствия, сотрудники полиции нарушили охраняемую Конституцией адвокатскую тайну, изъяв документы, которые содержали эту тайну, без соответствующего постановления суда.
Всё это позволило бы предположить, что сотрудникам полиции просто не повезло — не учли статуса заведения, в которое следовало приходить только с судебным постановлением. Однако не всё так просто.
Призраки конкурентов
Потерпевший по делу руководитель «Призывника» Аркадий Чаплыгин заявил «Фонтанке»: визит полицейских был связан с их желанием заработать и инициировался конкурентами из ООО «Помощь призывникам».
По словам Аркадия Чаплыгина, сразу после визита полицейских в его офис ему позвонил знакомый сотрудник УВД по Центральному району Петербурга Алексей Галкин и предложил передать ему 2 миллиона рублей для того, чтобы претензии к «Призывнику» со стороны полиции исчезли.
Надо сказать, что эти слова господина Чаплыгина полностью подтверждаются приговором Дзержинского районного суда Петербурга — в августе прошлого года судья Ольга Андреева приговорила Алексея Галкина к двум условным годам лишения свободы за мошенничество. Судья решила, что Галкин не имел намерения передать 2 миллиона своему руководству, а собирался присвоить их, воспользовавшись ситуацией.
Впрочем, и в этом приговоре есть странность: в какой-то момент Галкин вдруг вспомнил, что Чаплыгин задолжал ему 2 миллиона рублей, в связи с чем решил истребовать долг. Самое поразительное, что господин Чаплыгин тоже вспомнил про этот долг и признался, что не говорил про него, так как был зол на Галкина. Впрочем, суд всё равно квалифицировал действия Галкина как мошеннические.
Аркадий Чаплыгин считает, что разбойное нападение на офис ООО «Помощь призывникам», в рамках расследования которого и состоялся визит оперативной группы под руководством Олега Лотырева, — инсценировка, предназначенная для нанесения удара по его бизнесу силами сотрудников полиции. Мотив, по мнению господина Чаплыгина, — конкуренция.
Представитель ООО «Помощь призывникам» Наталья Чижова, напомним, именно такой мотив видит в организации разбойного нападения на представляемую ею компанию — только в качестве «злодея» она называет Чаплыгина и его коллег.
Остаётся добавить, что возбужденное по факту разбойного нападения на офис «Помощи призывникам» уголовное дело так и осталось нераскрытым. Наталья Чижова утверждает, что оно «затерялось» в недрах полицейского делопроизводства. Поэтому об истинных причинах происшедшего теперь уже широкая общественность, скорее всего, не узнает никогда.
Зато судья Дзержинского районного суда Анжелика Морозова не увидела в действиях проводивших оперативные мероприятия в офисе «Призывника» полицейских Олега Лотырева и Михаила Балахонова ничего незаконного и на днях оправдала обоих. По мнению судьи Морозовой, разрешенные лишь с санкции суда оперативные мероприятия в отношении адвокатов в данном случае проводились не в отношении адвокатов, а просто на территории адвокатского образования. Утверждения же потерпевших о материальном вреде, нанесенном им сотрудниками полиции, Анжелика Морозова сочла надуманными.
Защищавшие Олега Лотырева адвокаты Олег Лебедев и Сергей Коротун считают, что оправдательный приговор стал возможен лишь благодаря принципиальности вынесшего его судьи.
Если приговор вступит в законную силу, то можно констатировать: сотрудники полиции проявили законный интерес к «Призывнику» в связи с разбойным нападением на офис его конкурента.
Константин Шмелёв, «Фонтанка. Ру»
Поделиться