Сейчас

+7˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+7˚C

Облачно, Без осадков

Ощущается как 6

1 м/с, ю-з

772мм

76%

Подробнее

Пробки

1/10

"Некуда даже завести швартовы"

321

«Да? Ну, молодцы наши... а финны об этом знают? Я пока не видел ажиотажа на воде», - по телефону из-под Выборга поделился впечатлениями один из питерских яхтсменов. Он говорил о законе, который подписал Медведев в середине июля. Закон разрешает плавание во внутренних водах маломерным судам под иностранным флагом. Финны об этом, может, и знают, только закона мало — чтобы иностранцы могли ходить на маломерных судах в Россию предстоит сделать очень и очень много.

*Наша страна теряет туристов, путешествующих на маломерных судах по внутренним водам, пресытившихся реками и каналами Западной Европы. В Таллин в год заходят более 20 тыс. иностранных яхт, в Петербург — в среднем, около 2 тыс (и то благодаря регатам). Яхтенный туризм — это модно, это в русле «экологических» течений, это выгодно — не надо платить за гостиницу, это свобода передвижения. Первые «сливки» с роста его популярности уже сняли соседи по Балтике — Швеция, Финляндия, Прибалтика. В Россию же иностранцев просто не пускали — за некоторыми специфическими исключениями. Теперь запрет отменен.

«Это результат очень большой работы — говорит Сергей Валентинович Тимошков, Директор образовательной некоммерческой организации «Санкт-Петербургские мореходные классы», экс - генеральный директор Международного балтийского парусного центра, бывший капитан учебного парусного судна "Мир", Государственной морской академии им. Адмирала С.О.Макарова. По его словам, эту работу нужно было сделать, так как те нормы, которые действовали ранее, создавали огромное количество проблем.

Вот к примеру, во время празднования дня города в акватории Невы стояли старинные финские пароходы. Разрешение для каждого(!!!) подписывал лично Путин.

Теперь Россия открыла водные объятия. Только сами иностранцы еще ходить в Россию немного побаиваются.

Дженни Моберг, занимается маркетингом финского дизайна, а в свободное время путешествует с друзьями по каналам и озерам на небольшом кораблике. «Россия - это очень интересно, хорошо что появляются новые маршруты, на восток. Раньше мы исследовали только Балтийское море. Вообще очень хочется пройти по новым маршрутам. Но идти в Россию, - это отдельное приключение: мешают языковые сложности», - говорит Дженни, очень, кстати, прилично владеющая русским языком.

Российские специалисты, занимающиеся развитием яхтенного туризма в России говорят, разводя руками «Вот представьте себе, вот где-нибудь в Череповце какой-нибудь оператор шлюзов — он что, говорит по-английски?», - полуутвердительно спрашивает Сергей Тимошков. Это, кстати, при том, что проход через шлюзы обходится иностранцам намного дороже, чем русским - к примеру, на дороге от Петербурга до Архангельска — оплата проходов по шлюзам судну под российским флагом обойдется в 5-8 тыс. рублей. А иностранному - примерно в 180 тыс. рублей.

Про то, говорит ли по-английски продавец в продуктовом магазине где-нибудь рядом с этим шлюзом, никто как-то не спрашивает.

«Очень сложны какие-то официальные процедуры — все что связано с таможней и в целом с планированием поездки в Россию. Это большая проблема для владельцев яхт», - говорит Дженни.

Ситуация в мировой практике решается так: работают специальные судовые агенты — компании, которые помогают прибывающим яхтсменам с документами, с формальностями, показывают, где и как купить топливо — вплоть до того, где приобрести продукты. В Петербурге и в Выборге работают такие специалисты — но фактически — нелегально. Рассказывать про них Сергей Тимошков отказывается «чтобы не подставлять ребят». Такой стихийный рынок. Как искать их финскому яхтсмену — непонятно, видимо, через русских друзей — в мире маломерного судоходства все, кажется, друг друга знают.

- А как вы думаете, когда в Питере будет много иностранных яхт, тогда появятся ли такие фирмы, будет нормальный рынок?*

- Должен появиться.

Еще Дженни же хотелось бы открытой информации о судоходстве в России. «Должны быть доступные материалы на английском: маршруты, карты рек, озер, высоты мостов, глубины рек, ширина каналов. Базовая информация о том — где, в какой гавани остановиться, что можно посмотреть — интересные места. Если ты не знаешь язык — сложно найти где купить дизель, еду, где отремонтировать судно. Хорошо бы все это было вместе, собранным на каком-то интернет-портале, - какой-нибудь под именем, к примеру, russianrivers.ru».

Как говорят специалисты Северо-западного союза туриндустрии, мы не можем рассказывать о том, где остановиться, где причалы с расположенными близко к ним магазинами, мастерскими и прочей инфраструктурой. Потому что ее крайне мало. «Я сейчас прошел от Петербурга до Архангельска — сам — и могу уверенно говорить — ее (инфраструктуры) нет, какие-то две стенки причальные», - говорит Сергей Тимошков.

О том, что инфраструктуру — те же причальные стенки - необходимо развивать уже много лет говорит Сергей Корнеев, вице-президент Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии. Есть даже предварительная программа развития инфраструктуры для малых судов на Северо-Западе. В Северо-Западном отделении Российского союза туриндустрии поясняют, что проблемы логичнее всего в рамках концепции развития водного туризма, то есть, обозначив основные направления движения. Первыми шагами могут стать: льготное предоставление земельных участков вдоль рек для строительства объектов инфраструктуры (марины, яхтенно-катерные заправки, рестораны, гостиницы и т.д), государственный заказ на предоставление государственных услуг маломерному флоту при проектировании, строительстве, реконструкции и содержании гидротехнических сооружений (шлюзов, каналов и т.д.), разработка и внедрение стандартов качества обслуживания на туристских объектах.

Впрочем, участники рынка на эту проблему смотрят с оптимизмом: появится спрос — появятся инвесторы, появятся причальные стенки...

Но есть и еще сложности на пути иностранных яхтсменов: таможня и бюрократия.

Пройти погранконтроль и таможенный досмостр иностранный яхтсмен может в Выборге или в Петербурге, то есть нужно сделать переход из Финляндии в 80 морских миль. Это немало. Но даже придя в Петербург или в Выборг пройти все необходимые процедуры в комфортных условиях возможности нет --- нет оборудованного причала, на котором бы стабильно работали таможенные службы. На практике в Петербурге оформление проходит на территории Морского пассажирского вокзала, «При этом причал для маломерных судов не обеспечивает безопасность стоянки, некуда завести даже швартовы», - рассказал Игорь Калинин, занимающийся яхтенным туризмом в центре развития русско-финского сотрудничества Бизкон,. В Выборге еще сложнее — иностранные яхты для прохождения формальностей швартуются около грузовых судов. Это просто опасно. При этом непонятно, кто именно должен строить причал для таможенного оформления в Выборге.

Еще одна околотаможенная формальность: иностранец, приезжающий в Россию, должен в гостинице в которой он живет, делать отметки в бумагах. Яхтсмены же живут на своих яхтах - в этом вся соль. Как решается ситуация, нам никто не рассказал.

В целом же в Петербурге активно лоббируют идею о том, чтобы приравнять пассажиров яхт к пассажирам паромов - имеющим право на три безвизовых дня в Петербурге. Но это пока идея будущего.

При этом подписанный Медведевым закон тоже оставляет свои сложности: иностранцы обязаны брать лоцмана при путешествии по российским водным путям. «Вы представляете себе: вот семейное путешествие... Лоцман там третий лишний, - говорит Игорь Калинин, - хотя, с другой стороны, его присутствие оправдано: национальные правила плавания по внутренним водным путям имеют свои особенности, разобраться с которыми иностранному яхтсмену трудно».

Вариант решения проблемы есть: безусловно, наши правила хождения по рекам отличаются от иностранных и конечно капитан должен их знать. Надо дать возможность иностранцам сдавать экзамены по российским правилам и получать документы. Не надо иностранцам навязывать лоцмана, как услугу, - предлагает Сергей Тимошков.

И, наконец, самое важное, чего немного опасается сообщество болеющее за яхтинг в России. Закон, подписанный Медведевым, может утонуть в бюрократии. «Появятся законы второго уровня, фактически сохраняющие запрет — к примеру, огромное количество дополнительных требований — зачастую невыполнимых - «Принесите мне техпаспорт, пять справок и копию свидетельства о рождении вашей бабушки»... Интересно, кто первым рискнет попробовать? *

А в целом, все сходятся на том, что потенциал рынка огромный, Россию провинциальную иностранцы полюбят и деньги русским будут приносить. Прогнозы давать никто не берется, но потенциал Петербурга участники рынка рассчитывают как 20 тыс. судозаходов в год.

« Хотелось бы увидеть в ближайшем будущем лес мачт в наших прибрежных городах», - написали нам в официальном ответе на запрос в Северо-западном региональном отделении Российского союза Туриндустрии.

Хотелось бы: лес мачт - это очень красиво.

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close