Отсутствие возможности у оппозиции «дать последний бой» губернатору Петербурга, чья регистрация кандидатом на выборах в 2 муниципальных советах прошла втайне от политических конкурентов, коллеги-"медведи" называют взвешенным и мудрым решением, а вот оппозиционеры, славящиеся красноречием, с трудом подбирают слова, чтобы дать характеристику шагу, предпринятому руководителем мегаполиса с восьмилетним стажем.
Лишь спустя трое суток после окончания сроков подачи документов Валентина Матвиенко официально подтвердила, что стала кандидатом на выборах сразу в двух МО. Один из них, МО «Петровский округ» в Петроградском районе, считается «территорией» главы фракции «Единой России» в ЗакСе Петербурга Вячеслава Макарова. Второй, «Красненькая Речка» в Кировском районе, - еще одного видного петербургского единоросса Виталия Милонова и спикера ЗС Вадима Тюльпанова.
Собиравшиеся устроить ей конкуренцию оказались с носом, хотя одни намеревались скрестить с ней клинки на поле боя под Ломоносовым и в поселке Александровская, другие лишь сотрясали воздух заявлениями об этом. А теперь оказались лишены возможности проявить себя. Пусть в списках кандидатов по тем же, что и Матвиенко, округам есть представители всего политического спектра Петербурга, рассчитывать на них оппозиция не может. Ведь, если игра шла по всем законам жанра и там не было еще одного пласта интриг, имела место неприкрытая политическая проституция.
Мандат чиновнице, напомним, нужен для перехода на работу в Совет Федерации, где ее вроде как уже ждут в качестве спикера. Губернатор Петербурга уверяет, что была готова идти по любому округу, поскольку «абсолютно уверена в поддержке населения - все видят, как много сделано в городе». «Во всех моих встречах с населением я всегда слышала - "Спасибо за город". Мне это придает сил и уверенности в поддержке на выборах», - заявила она. И все же, хозяйка Смольного понимает, что сейчас начнутся инсинуации «по поводу того, что кто-то что-то скрыл, кто-то что-то сказал», однако формальности соблюдены (в распоряжении «Фонтанки» есть экземпляр газеты с соответствующей публикацией). Из этого Матвиенко делает вывод, что «никто ничего не скрывал».
Правда, реакция на просочившиеся-таки сведения у той же оппозиции была слабая — считать записи на личных страничках в сетях серьезным выступлением против сложившейся ситуации смысла нет. Ведь они пестрели предположениями, даже подтвердить слухи лидеры не смогли. В их оправдание стоит отметить: в самом «ЕдРе» говорят - и иногда с обидой - что в курсе событий во всем Петербурге было не больше 10 человек. Степень конспирации и результативность поражает наблюдателей.
«Фонтанка» решила опросить представителей политической элиты города, как они оценивают развитие событий. Но на контакт шли единицы.
На защиту своей соратницы почти сразу бросились видные единороссы. Но одни признают, что действовали без шума, другие заверяют: заявление о том, что процедура выборов была запущена втихаря, не выдерживает критики.
«Конечно, мы не хотели, чтобы эсеры устраивали балаган и мало кому известные люди делали бы политический пиар на уходящей из Петербурга Валентине Матвиенко. Но с другой стороны, я так полагаю, что активисты «Справедливой России» не очень-то сильно хотели узнать, где на самом деле будут происходить эти выборы. Вся необходимая информация, например, посылалась в прокуратуру... «СР» могла попросить 111 членов своей партии прийти в муниципалитеты и сделать муниципальный запрос о всех решениях и процессах, которые происходят в муниципальном образовании. Им обязаны были ответить в положенные сроки. Именно так в свое время мы узнали о тайно назначенных довыборах в муниципалитете «Автово», - заявил Виталий Милонов. - Миронову гораздо выгоднее кричать, что его обманули, чем выставить своих кандидатов, которые реально не смогут победить, но попиариться — да».
Если верить главе Фрунзенского района Терентию Мещерякову, «никакой спецоперации не было». «Многие муниципалитеты предлагали свои площадки, вот Валентина Ивановна и выбрала. А вообще, это взвешенное и мудрое решение пойти в «Петровском» и «Красненькой Речке», - заявил экс-депутат ЗакСа от «ЕР».
Его однофамильцу - Георгию Мещерякову, главе Красногвардейского района – обидно. По его словам, муниципалы района первыми предлагали баллотироваться у них. «Все МО готовились: люди не уходили в отпуска и надеялись, что для будущего председателя СФ приоритетным станет тот район, в котором она начинала работать», - с сожалением заявил он «Фонтанке».
Он категорически не согласен с теми, кто относит эти выборы к процедурным формальностям. Валентина Матвиенко, говорит он, по натуре такой человек, что «не сможет не помогать тому муниципалитету, от которого будет избрана, такой уж у нее характер». «И сомневаюсь, что она могла измениться. Именно поэтому конкуренция между советами за возможность предоставления ей права выдвигаться была очень высокой», - утверждает Мещеряков. Он также напомнил, что МО «Петровский» и МО «Красненькая Речка» были в числе тех муниципалитетов, которые заявляли о возможности проведения у них плебисцита. «Но во всем этом ажиотаже информация просто потерялась», - заверил он.
«Эсеры прекрасно понимают, что им на выборах ничего не светило бы и сейчас всё происходящее преподносят таким образом, чтобы попиариться на светлом имени Валентины Матвиенко, - сказал «Фонтанке» глава фракции «ЕдРа» в ЗакСе Вячеслав Макаров (МО «Петровский округ», напомним, считается его «территорией»). - Тысячи человек знали о том, где пройдут выборы. И так как там есть зарегистрированные кандидаты и от «Справедливой России», Миронов лукавит, говоря о подпольности процедуры». Парламентарий также сообщил, что информация публиковалась в местной газете тиражом в 8 тысяч экземпляров, которая впоследствии была разложена по библиотекам, магазинам, поликлиникам и в других социальных учреждениях.
Оппозиционеры, судя по всему, в эти учреждения если и попадали, то газеты не видели, а потому заявили «Фонтанке», что теперь готовятся к судебным разбирательствам и обещают «обойти все дома в указанных округах, призывая жителей не голосовать за Матвиенко». Даже у самых опытных ораторов среди ее противников не нашлось слов, чтобы дать оценку спецоперации «Совет Федерации». «Несерьезно», «стыдно», «трусливо», «позорно» - вот, пожалуй, весь набор эпитетов, используемый «несогласными» в данной ситуации. Они уверены, что на такой шаг «Единая Россия» пошла из-за боязни перед реальными предпочтениями горожан.
«Валентина Матвиенко бежит из города, можно сказать, переодевшись в рясу Милонова и прикрывшись юнкерами Макарова. Ну, что ж: в рясе и с юнкерами она смотрится хорошо, - метафорично выразился лидер регионального отделения «Яблока», историк по образованию Максим Резник. – А вообще, нет слов: человек 8 лет руководил городом, неужели нельзя было открыто выдвинуться? Позорище!.. Это же был наш губернатор... Все это выглядит ужасно».
Про иск с требованием признать выборы незаконными говорят и эсеры. Сергей Миронов сегодня в Твиттере назвал происходящее на муниципальных выборах жульничеством. Оксана Дмитриева, глава местной «Справедливой России», сообщила «Фонтанке», что несколько недель назад эсеры направляли запрос в Горизбирком и получили ответ от председателя Александра Гнетова, что волеизъявляться граждане будут только в округах «Поселок Александровская» и «Город Ломоносов».
«Мы также обращались во все МО Петербурга с просьбой подтвердить или опровергнуть проведение выборов в июле - сентябре 2011 года. Однако ни одно образование, кроме «Александровской» и «Ломоносова», не подтвердило предстоящих выборов на своей территории, - рассказала главный антагонист губернатора. - Мы рассматривали вариант тайных выборов, но не могли поверить, что может быть такое наглое мошенничество».
Несмотря на рокировку, «несогласные» намерены перенести запланированную на Ломоносов тактику в округа «Петровский» и «Красненькая Речка» - хотят обойти жителей едва ли не поквартирно, призывая не голосовать за градоначальницу. Кроме того, «другороссы» намерены консолидировать усилия с эсерами и выработать совместную стратегию.
«Это как раз тот случай, когда нет слов. Какая-то диковатая ситуация… Остается развести руками. Пиарщики оказали ей медвежью услугу. Политик такого уровня не может так себя вести… Это, в конце концов, несерьезно и несолидно! Впрочем, есть в ее шаге и «позитивное» – в плане окончательной потери авторитета», - полагает лидер питерской «Другой России» Андрей Дмитриев, выдвинувшийся в МО «Ломоносов» и обнаруживший, по его словам, что «в Ораниенбауме антирейтинг Матвиенко составляет даже не 70, а 90 %».
Ряд экспертов сходится во мнении, что после такого шага опытный политик Матвиенко оказалась дискредитирована, ведь его можно расценить как то, что она «в честной и равной борьбе выиграть и не рассчитывала». «В свое время она грозилась провести референдум, чтобы показать, насколько популярна среди петербуржцев… Очевидно, что блефовала», - заметил политолог Станислав Белковский.
Принимая решение участвовать в выборах по такой схеме, Матвиенко, утверждает политолог Сергей Шелин, действовала с позиции номенклатурного чиновника, а не политика, который, что логично, заботится о своем реноме.
«Чиновнику сказали сверху: сегодня ты губернатор, завтра - глава Совфеда. Остальное – дело техники... Однако таким образом она поставила на себе крест как на политике», - заключил эксперт.
Александра Медведева, Александра Гармажапова, "Фонтанка.ру"