Отсутствие необходимой техники, пересохшие ручьи и необходимость готовить на открытом огне в полевых условиях — с такими трудностями пришлось столкнуться 150 петербургским пожарным, отправившимся в конце прошлой недели на помощь своим архангельским коллегам. Эта командировка, в отличие от прошлогодней рязанской, стала для городских огнеборцев своего рода проверкой на выживание. О том, как живется и работается петербуржцам в пожарных условиях архангельских лесов, в эксклюзивном интервью «Фонтанке» рассказал возглавляющий группу замначальника ГУ МЧС по Петербургу Андрей Плыгун.
Самолет МЧС России с сотрудниками ведомства на борту вылетел из Петербурга в Архангельск 29 июля. 150 человек, добровольцы, которых набрали буквально за ночь, отправились в северный регион для помощи коллегам в тушении лесных пожаров.
«Отряд снабжен всем необходимым: палатками, оборудованием, провиантом и обмундированием и готов к автономному существованию и выполнению боевых задач», - рассказывали в ГУ МЧС России по Петербургу перед командировкой коллег. Однако оказалось, что петербургские пожарные, экипированные ранцевыми огнетушителями и шанцевым инструментом, зря надеялись, что по прибытии их ждет остальная необходимая техника.
«Одна треть из отправившихся в Архангельскую область — это те же самые люди, которые в прошлом году участвовали в аналогичной командировке в Рязань. Правда, тогда мы выдвигались вместе со своей техникой. В этот раз перед нами поставили совсем другую задачу — необходим был людской ресурс, который местные обещали обеспечить всей необходимой техникой, - рассказывает Плыгун. - Поэтому из Петербурга мы отправились с запасом сухих пайков на 15 дней, спальными мешками и палатками, шанцевым инструментом и ранцевыми огнетушителями».
Однако после прибытия в Онежский район Архангельской области выяснилось, что ни мотопомпы, ни рукава, необходимые для тушения, петербургских пожарных не ждут. А дислоцироваться основной части нашей группировки придется в лесу. По словам Плыгуна, 60 человек живут в палаточном лагере неподалеку от населенного пункта Кодино. Там на площади примерно 300 гектаров горит очагами лесная подложка (трава, мох, торф) толщиной 10-15 сантиметров. Еще 30 человек тушат огонь на площади 100 гектаров в лесу в районе разъезда железнодорожной станции Грибаниха. Столько же пожарных трудятся в районе поселка Малошуйко, где огонь распространяется не только низом, но и верхом, что сильно затрудняет его тушение. Еще 30 человек, по словам Плыгуна, живут в здании детского сада в Кодино и занимаются организационно-материальной работой, время от времени меняя своих «лесных» товарищей. Необходимую технику предоставили петербургским пожарным после того, как они указали на эту трудность представителям местной власти.
Вопросы к архангельским коллегам у петербуржцев возникли не только из-за технического обеспечения. «У них совершенно другая тактика. Они привыкли сдерживать огонь в той площади, на которой он успел распространиться, и держат кромку. Мы же пожарные городские, и у нас уже на генетическом уровне заложено пожар дотушить до конца», - делится с «Фонтанкой» замначальника ГУ МЧС по Петербургу.
Осложняет работу пожарных из Петербурга и отсутствие водоисточников. «В Архангельской области на самом деле много и ручьев и болот, но из-за аномально сухого лета большая часть из них пересохла. Остались только большие озера и реки. И нам приходится использовать своеобразную «технологию» - мы с помощью мотопомп перекачиваем воду в пересохшие, но рядом расположенные ручьи, и уже оттуда заправляем ранцевые огнетушители. В противном случае приходилось бы ходить по воду и за два километра», - делится Андрей Плыгун.
Однако все вышеперечисленные трудности решаются нашими пожарными в рабочем порядке. Единственное, с чем им справляться тяжело, по признанию Плыгуна, это приготовление пищи в лесу на открытом огне: «Все-таки мы горожане. И кулинарные навыки у нас, мягко говоря, скудны. На уровне приготовления охотничьего супа». При этом замначальника петербургского МЧС уверяет, что другие особенности лесной жизни — клещи, змеи и т.д. пока обходят их стороной.
«Картинка здесь, конечно, не очень хорошая. Те площади, на которых мы работаем, протушить до конца практически невозможно. Поэтому приходится «окарауливать», как называют это лесники, пожар. И, тем не менее, к концу командировки мы надеемся, и имеем для этого реальные предпосылки, на благоприятный исход наших усилий», - говорит Андрей Плыгун.
Местные жители, с которыми петербуржцы сталкиваются только в столовой в Кодино, куда ходят обедать, относятся к гостям очень доброжелательно. И даже попросили у пожарных их флаг на память. Но, несмотря на гостеприимство архангельцев, на вопрос «Фонтанки», чего хочется нашим пожарным, Плыгун, недолго думая, ответил: «Хочется домой».
Татьяна Востроилова, «Фонтанка.ру»