Сейчас

+12˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+12˚C

Переменная облачность, Без осадков

Ощущается как 11

1 м/с, зап

766мм

85%

Подробнее

Пробки

6/10

Чем русские студенты отличаются от других в Финляндии - интервью

109

Ежегодно в технологический университет г. Лаппеенранта приезжают от 150 до 250 российских студентов. Как правило они учатся два—два с половиной года. Часть из них остаются для того, чтобы получить докторскую степень. О том, зачем русским специалистам учиться в Финляндии, чем отличается обучение в Финляндии от обучения в России и что такое хороший преподаватель, рассказал Фонтанке.fi Илкка Пойхонен, ректор технологического университета г. Лаппеенранта.

- Как студенту из России поступить в университет Лаппеенранты?
Есть международные программы, нужно подать заявление по ним, информация есть у нас на сайте. Нужно будет сдать тест. Знание финского, кстати, не обязательно, все обучение ведется по—английски. Хотя, конечно, мы даем возможность изучать финский.

- А для выпускников школ?
Можно попробовать сдать вступительные экзамены. Но обучение будет, конечно, на финском, это представляет сложность для абитуриентов, на мой взгляд.

- Ходят слухи, что обучение для иностранцев в Финляндии становится платным, это верно?
- У нас с этого года обучение по трем программам стало платным. Также в университете Аалто есть платные программы. Обучение стоит 6-9 тыс. евро в год. Правда, часть студентов получают международные стипендии, которые позволяют покрыть обучение. Ну, и нужно учитывать, что потребуются деньги чтобы жить в Финляндии.

- Многие ли из российских студентов, проходящих обучение в университете Лаппеенранты, возвращаются потом в Россию?
Если ставить вопрос так, то да, многие. Большинство возвращается. Кстати, когда мы только начинали работать по международным программам почти все выпускники получили работу в Nokia, сейчас ситуация поменялась, Nokia стала другой. Но, конечно, для выпускников есть возможность получить работу в Финляндии. Или в финской компании в России. К примеру, у нас есть программа обучения для инженеров в области электроэнергии. И там часть студентов работает для компании ABB или для компании Stora Enso. Часть обучения эти студенты проходят непосредственно на предприятиях.

- Финские компании озвучивают университету свои потребности в специалистах. Какие специальности сейчас востребованы в финских компаниях?
Разумеется, озвучивают. Более того, управляющий директор компании Fortum (производство электроэнергии) находится в правлении университета. По его словам, специалисты, получившие образование частично в России и частично в Финляндии, очень необходимы. Они знают обе культуры - имеется ввиду и бизнес-культура, и то, как люди... думают. Если студенты учились здесь, они понимают финнов. Такие специалисты очень ценны.
Могу сказать, что необходимы инженеры в области электричества и в области энергетики. Традиционно очень востребованы IT специалисты из России. Также много специалистов требуется в лесопромышленных предприятиях Финляндии, и Stora Enso и UPM очень тесно сотрудничают с нами.

- Но лесопромышленные предприятия меняются, оптимизируют производство, сокращают персонал...
Меняются. Но у них много производств и в Финляндии и в России и в Америке. И кстати, сейчас решается вопрос о том, будут ли строиться дополнительные предприятия ЛПК в России. И если такие предприятия строиться будут, то, конечно нужны будут специалисты, знающие и русские, и финские технологии.

- Русская система образования отличается от финской. Каковы плюсы и минусы обеих систем?
В России дают очень хорошую теоретическую базу. Русские студенты, как правило, очень хорошо знают математику, физику, химию. Очень сильная школа, правда.
А в Финляндии очень хорошие системы практического применения этих знаний. Так что русские студенты, приезжающие к нам, учатся адаптировать свои знания к практике. Так что лучше всего сочетать обе системы.

- А русские студенты отличаются от других?

- Обычно ситуация складывается так, что русские студенты должны пройти обучение за два года, финские студенты имеют возможность «растянуть» программу на более длительный период (2,5 — 3 года). Поэтому русские студенты очень много работают. Они очень хорошо учатся.

Вы сотрудничаете со многими русскими ВУЗами, наверное, хорошо знаете уровень обучения в них. Где в России лучше всего учат студентов?

- Мы очень тщательно анализировали работу русских ВУЗов. Навскидку... Политех, СпбГУ, Финэк, ИТМО, СпбГУ. Томский университет, Курский университет. Университет Бонч-Бруевича. У нас кстати, есть совместный проект с университетом Молдовы.


- Как вы полагаете, что нужно для того, чтобы создать комфортные условия для работы ученых... кроме денег?

- Деньги, конечно, всегда нужны. Чем больше зарплаты, тем больше нобелевских лауреатов можно пригласить (смеется). Если серьезно, конечно, важны специалисты, которые могут собрать вокруг себя команду.
В Финляндии не всегда было много исследователей. Сейчас в Суоми проводится куда больше научно-исследовательских работ, я это вижу по числу публикаций, за последние 11 лет их стало выпускаться примерно на 80% больше.
Хотя, конечно, нам еще предстоит много сделать.

- Что такое хороший ученый?
Во-первых, тот, кто хорошо знает свой предмет, знает технологии. Но важно и другое — мышление, способность находить связи между разными явлениями. И еще важно уметь собрать вокруг себя команду. Ученый не может быть хорошим хорошим сам по себе — слишком много работы для одного человека. Мы, кстати, дифференцируем оплату и доплачиваем профессорам. Не так, как в США, конечно, но для Финляндии у нас очень хорошие зарплаты. Лучшие в стране.

- А хороший лектор? Что такое хороший лектор?
Иногда хороший ученый является одновременно хорошим лектором. Но не всегда. В США есть преподаватель, про которого все студенты говорят, что он отвратителен как учитель. А он - нобелевский лауреат.
Конечно, важно чтобы человек сам все время учился, важна хорошая речь. И еще, самое главное — умение вовлекать студентов в процесс, в разговор. Без этого лектор не будет хорошим. Если можешь повести за собой студентов - тогда да, ты хороший преподаватель.

Справка:
Технологический Университет г. Лаппеенранта был основан в 1969 году, в настоящее время в нем учатся около 5,5 тыс. студентов и работают около тысячи человек.

В настоящее время, по данным портала studyinfinland.fi в Технологическом университете г. Лаппеенранта работают следующие программы:

International Business and Technology Management
Master's Degree Programme in International Marketing Management
Master's Degree Programme (CBU) In Business And Administration (MITIM)
Master's Degree Programme In Chemical And Process Engineering
Master's Degree Programme In Energy Technology
Master's Degree Programme in Industrial Management
Master's Degree Programme In Information Technology
Master's Degree Programme In Mechanical Engineering
Master's Degree Programme in Strategic Finance
Master's Degree Programme In Technomathematics and Technical Physics

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close