Судебная коллегия по уголовным делам Санкт-Петербургского городского суда отменила приговор Петроградского районного суда в отношении Артура Арояна, который чуть не забил до смерти девушку, пытался скрыться с её сумкой, но был задержан. Суд первой инстанции приговорил преступника лишь к условному наказанию, что вызвало серьёзный общественный резонанс. Правда, от внимания общественности укрылось слишком быстрое выздоровление девушки на фоне тяжести поставленного ей медицинского диагноза.
Не разбой
5 сентября прошлого года 27-летняя Евгения Белозерова возвращалась домой около 6 часов утра. Возле Ботанического сада к ней прицепился пьяный молодой человек — как позже выяснилось, 23-летний оператор буровой установки ЗАО «Геострой» (принимает участие в строительстве тоннелей метро) Артур Ароян. По словам девушки, парень пригрозил её изнасиловать, Артур сказал в суде, что просто хотел познакомиться с симпатичной девушкой, а потому схватил её за руку.
Евгения стала сопротивляться и кричать, тогда Артур избил её. За этой привычной формулировкой скрывается отвратительная сцена, в результате которой девушка оказалась в больнице с очень серьёзными травмами. В приговоре суда описаны полученные Белозеровой травмы головы: не будем конкретизировать, но они впечатляют.
Страшно предположить, чем бы всё закончилось, если бы мимо не проезжал автомобиль, водитель которого затормозил и осветил фарами дальнего света место происшествия. После этого преступник схватил сумочку Евгении и бросился бежать. Случайный свидетель не смог его догнать, но зато вызвал милицию и медиков. Сумку преступник, немного отбежав, бросил.
Впоследствии Артур Ароян был задержан и дал признательные показания: мол, так и так, возвращался из ночного клуба пьяный, пристал к симпатичной девушке, она стала сопротивляться, он избил её. При этом молодой человек категорически отрицал имущественный мотив преступления: дескать, ничего у девушки отобрать не пытался, а сумку схватил случайно и почти сразу выкинул.
Первоначально действия Артура Арояна были квалифицированы по части 4 статьи 162 УК РФ - «разбой, совершённый с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего». Данная статья предусматривает очень серьёзное наказание — до 15 лет лишения свободы.
Однако судья Петроградского районного суда Ромашова переквалифицировала действия Арояна на 111-ю статью УК РФ («умышленное причинение тяжкого вреда здоровью»), которая предусматривает намного более мягкое наказание, чем предыдущая — до 8 лет лишения свободы. В результате Ароян получил неожиданно мягкий приговор: 4 года лишения свободы условно с 3-летним испытательным сроком.
Именно этот приговор 3 августа 2011 года отменил Санкт-Петербургский городской суд.
Тяжкий вред
Во всей этой истории есть один любопытный нюанс.
Нападение на Евгению Белозерову произошло 5 сентября 2010 года. А уже 15 сентября Евгения опознала задержанного сотрудниками милиции Артура Арояна как человека, на неё напавшего. Опознание проводилось в помещении одной из правоохранительных структур, и Евгения туда пришла сама, лично.
Петроградский районный суд признал Арояна виновным в причинении девушке «тяжкого вреда здоровью». При этом, суд основывался на заключении медицинского эксперта, согласно выводам которого, у Евгении Белозеровой были зафиксированы страшные травмы головы. Законодательство не разрешает нам предавать огласке диагноз, однако простой здравый смысл позволяет предположить: с таким диагнозом через 10 дней после нападения прийти на опознание удаётся не всем.
Не случайно в комментариях к 111-й статье УК РФ, в частности, указано, что «тяжкий вред здоровью» от прочих отличается тем, что полученные потерпевшим травмы опасны для жизни и они влекут утрату трудоспособности не менее, чем на треть.
Александр Мартынов, адвокат Евгении Белозеровой, в своей кассационной жалобе высказывает недовольство излишне мягким приговором суда и неправильной, с его точки зрения, переквалификации совершённого Арояном преступления с «разбойного нападения» на «умышленное причинение тяжкого вреда здоровью». Ни слова про тяжёлые последствия от полученных в результате нападения травм в кассационной жалобе не сказано.
Корреспонденту «Фонтанки» сама девушка сказала по телефону, что после нападения провела в больнице неделю, а потом «сбежала» домой. Всего же Евгения была на больничном, по её словам, 3 недели, потому что дольше лежать дома ей показалось скучным.
Впрочем, всё это не меняет безобразности преступления Артура Арояна. Тем более, что быстрое выздоровление Евгении Белозеровой может быть просто удачей, связанной с индивидуальными особенностями её организма.
В своём выступлении на заседании судебной коллегии по уголовным делам Санкт-Петербургского городского суда Артур Ароян об этих нюансах не вспоминал — не исключено, что опасался произвести негативное впечатление на судей. Он ещё раз извинился перед всеми участниками процесса и отсутствовавшей потерпевшей и просил приговор Петроградского районного суда не отменять. Впрочем, на решение судей это не повлияло: приговор отменён, и дело направлено обратно в Петроградский суд для нового рассмотрения новым судьёй.
Константин Шмелёв, «Фонтанка.ру»