Поздним вечером 9 августа в Петербурге была заключена самая крупная частная сделка на рынке российского ритейла. Акции торговой компании «Лента» были реализованы за 1,2 млрд долларов, исходя из общей оценки компании в 2,6 млрд. Событие положило конец длительному конфликту акционеров, который вылился в судебные разбирательства и даже в уголовное дело.
Как сообщили «Фонтанке» участники переговоров по продаже принадлежащих мажоритарному акционеру «Ленты» Августу Мейеру ценных бумаг, сделка была совершена только в 23.15 9 августа. О соглашении стороны до последнего договаривались очень трудно. И крупнейшая сделка этого года М&А вполне могла сорваться.
Не благоприятствовала подписанию соглашения и макроэкономическая обстановка. Напомним, накануне, после неутешительных вестей из США, обрушились все мировые рынки. Вниз поползла цена на нефть, а вслед за ней и российские котировки.
Несмотря на это, подписи под договором, который поставил точку в многомесячном противостоянии, были поставлены. Стороны констатируют, что это говорит о желании наконец завершить корпоративную борьбу.
Финансовым итогом сделки, как сообщают подписавшие соглашение стороны, стала продажа пакета акций, принадлежавших мажоритарию «Ленты» Августу Мейеру (41%), и акций миноритарных держателей ценных бумаг — Дмитрия Костыгина, Сергея Ющенко и Глеба Огнянникова. Покупателями выступили американский фонд TPG, «ВТБ Капитал» и ЕБРР, которые также являлись владельцами акций «Ленты». В итоге TPG консолидировал у себя контрольный пакет акций — более 50%, с «ВТБ Капиталом» они делят 65%, а ЕБРР увеличил свою долю с 11 до 20%.
Как известно, война акционеров «Ленты» велась под командованием петербургской юридической фирмы, прославившейся благодаря еще одной корпоративной войне, «лесной», как окрестила ее пресса. Pen&Paper, аффилированная с группой «Илим», в 2004-м вышла победителем в битве «Илим Палпа» с «Базэлом», Промстройбанком и ВТБ за лесопромышленные активы. В итоге они достались известным петербургским бизнесменам братьям Зингаревичам и Захару Смушкину.
Кстати, Бориса Зингаревича обе стороны конфликта в «Ленте» называют основной силой, которая помогла им сесть за стол переговоров. Переговоры, как сообщают источники, близкие к процессу, начались в марте 2011 года, после того, как в качестве третейского судьи был приглашен Зингаревич, а со стороны TPG выступил их вице-президент 28-летний Александр Винокуров. Стороны отмечают, что благодаря дипломатическим талантам этих персон в итоге договор о продаже акций был достигнут.
Как сообщила компания TPG, сейчас заключенная сделка должна получить одобрение в Федеральной антимонопольной службе. Ожидается, что закрытие произойдет в течение одного месяца, после чего все правовые действия между сторонами будут формально и окончательно завершены.
«Корпоративная война закончилась крупнейшей финансовой сделкой в российской истории (не считая стратегов, естественно), и это красиво. Сделка была сложной и трудновыполнимой, так как продолжались активные «боевые действия» и настроения договариваться ,честно говоря, не было. Однако удачным решением покупателя - TPG и ВТБ - было назначение правильного переговорщика Александра Винокурова, и это было самое правильное решение за время конфликта. В результате компромисс был найден, - сообщил старший партнер юридической компании Pen&Paper, экс директор по защите прав собственности ОАО «Группа Илим» Константин Добрынин. - Сама сделка - это яркий пример того, как в условиях даже неблагоприятной конъюнктуры рынка, при отсутствии коррупционной составляющей - когда никто ни у кого не просит откатов, - делается финансовая история. Помимо этого сделка показывает, что экономика России сильно недооценена и что российские активы могут продаваться гораздо дороже, чем сегодня. Просто надо, чтобы потенциальные сделки не были обременены коррупционными предложениями и обязательствами».
Ночью, после того, как ударил по рукам с ВТБ и TPG, миноритарный акционер «Ленты» Дмитрий Костыгин дал интервью «Фонтанке».
- Каковы эмоции сразу после финиша?
- Оппоненты были достойные, и кроме порции очередного жизненного опыта такие схватки расширяют круг общения – появляются высокого уровня знакомства. И в бизнес-иерархии и среди интеллектуалов, как это ни любопытно звучит.
- Главный вывод после подписания сделки?
- Банальный: с теми, кто сильнее, тяжело жить вместе. Они в ином измерении.
- Это проблема общая или касается России-2011?
- Мировая. Фундаментальная. Монстры аккумулируют капитал и ориентированы на короткие сроки. Они, как хирурги, – безразличны к пациенту. А для предпринимателя горизонты дальше. Он берет на работу людей, на дни рождения к подчиненным ходит, наконец. У глобальных систем кругозор, а у меня больше романтики. Конфликт врожденный. Мне кажется, что инвестиции на три-пять лет – это пагубная штука. Все продается, все покупается – да, это так. Но если вы в ребенка вложили полмиллиона, например, на образование, это же не значит, что за миллион его выгодно продать.
- О чем жалеете?
- Мы уходим из хорошей компании, которая росла с нуля. Но уходим с хорошими деньгами, которые, мне кажется, не были запрограммированы нашими противниками с первых дней их блицкрига.
- Кто помог устоять?
- Борис Зингаревич – он, как графитовый стержень, стабилизировал поток нейтронов с разных сторон. Очень важны были опытный посредник и лихие юристы.
- Как к вам сегодня относится бизнес-элита?
- Враги называют меня Микки-Маус-олигарх. А что? У Микки оптимизм и мальчишеский задор. И детям нравится. А они разбираются.
Справка:
Корпоративный конфликт в «Ленте» разгорелся между акционерами именно из-за вопроса о руководстве в компании. С 27 мая 2010 года по настоянию Августа Мейера пост гендиректора занимал миноритарный акционер Сергей Ющенко. Однако 17 августа 2010 года в реестр юрлиц были внесены изменения. Гендиректором на основании доверенности от двух членов совета директоров, представляющих интересы банка ВТБ и американской компании TPG Capital, был зарегистрирован Ян Дюннинг. Смена главы сети произошла без ведома другого совладельца "Ленты" — предпринимателя Августа Мейера. 14 сентября новый гендиректор, а также вице-президент банка ВТБ Юрий Дедов с группой силовой поддержки прорвался в офис "Ленты" на Савушкина, 112. Дюннинг занял кресло руководителя, выпроводив из здания экс-гендиректора Сергея Ющенко, представляющего интересы Августа Мейера. Ющенко обратился с жалобой в правоохранительные органы на незаконные, по его мнению, действия Дюннинга.
Судебные инстанции, в которые обращался Ющенко, поддержали его и восстановили в правах генерального директора. Оппоненты в свою очередь инициировали против Ющенко уголовное разбирательство. Дело о мошенничестве в особо крупных размерах было возбуждено в отношении акционера торговой сети 4 февраля 2011 года.
Ян Дюннинг, как известно, до этого уже был во главе компании "Лента". Его кандидатура была компромиссной. Основные акционеры - TPG Capital, "ВТБ Капитал" и Август Мейер - долгое время не могли договориться об оптимальном управленце. В соглашении, которое все же было достигнуто после долгих переговоров, было записано, что если Дюннинг перестанет по каким-то причинам устраивать Мейера, то он вправе заменить его на Ющенко, однако только как на временного руководителя. Это, собственно, и произошло. Причиной, как известно, стало то, что Мейер не разделял планов Дюннинга (а точнее - инвесторов TPG Capital и "ВТБ Капитала") на возможную сделку по продаже "Ленты" ритейлеру Wal-Mart. Ющенко же должен был исполнять свои обязанности до конца лета 2010 года. Позже предполагалось собрать совет директоров и избрать нового гендиректора.
О решительном настрое со стороны ВТБ и TPG в отношении «Ленты» может служить одна любопытная деталь. Как сообщала «Фонтанка», в мае в акционерный конфликт неожиданно вмешался депутат Госдумы от ЛДПР Евгений Тепляков. Народный избранник от Краснодарского края настолько проникся серьезностью положения, что обратился с письмом к экс-главе петербургского ГУВД Владиславу Пиотровскому с просьбой разобраться в ситуации и выяснить роль «Фонтанки» и юридической фирмы Pen&Paper в «лоббистском, информационном и коррупционном давлении на следствие».
Справка 2:
В настоящее время в различных регионах России работает 40 гипермаркетов сети «Лента», 14 из которых расположены в Петербурге. Объем продаж в 2010 году составил 70,6 млрд рублей. Клиентами сети являются 3 млн человек.
Евгений Вышенков,
Маша Могилевская,
«Фонтанка.ру»