Следственные органы установили еще одну веху в «сосулечной войне» - по результатам расследования обвиняемым в гибели девушки в Калининском районе стал владелец балкона, с которого упала наледь. О таком исходе, как наиболее возможном, многие говорили сразу после трагического инцидента. Однако юристы не поддерживают тех, кто в такой концовке видит прогресс, говоря о том, что и в данном случае к ответственности, возможно, привлекают стрелочника.
В Санкт-Петербурге завершено расследование резонансного уголовного дела по факту гибели 18-летней девушки. Новость под таким заголовком опубликовал сегодня официальный сайт ГСУ СК РФ по Петербургу. Ровно пять месяцев потребовалось следственным органам, чтобы прийти к выводу о причастности к гибели 18-летней Елизаветы Латычевской владельца квартиры, с балкона которого на девушку упала сосулька. 32-летнему Сергею Кузьмину в ходе предварительного расследования было предъявлено обвинение в причинении смерти по неосторожности. По версии сотрудников ГСУ, мужчина в нарушение распоряжения администрации города «О мерах по усилению контроля за состоянием внешнего благоустройства Санкт-Петербурга» самовольно переоборудовал балкон в принадлежащей ему квартире, расположенной в доме 27 корпус 1 по Замшиной улице.
«11 марта 2011 года с крыши переоборудованного балкона произошло самовольное падение наледи, которая своевременно не была очищена Кузьминым, в нарушение «Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга», утвержденных постановлением правительства Санкт-Петербурга от 16.10.2007 №1334. При падении наледь обрушилась на голову 18-летней Елизаветы Латычевской, проходившей под балконом, в результате чего смерть девушки наступила на месте происшествия», - сообщает ГСУ.
Следствием собрана достаточная доказательственная база, в связи с чем уголовное дело по обвинению Кузьмина направлено прокурору для утверждения обвинительного заключения.
Напомним, что ситуация развивалась следующим образом. Восемнадцатилетняя Елизавета Латычевская вместе с коллегой, 19-летней Ириной, возвращались с работы. Обе - сотрудницы компании "Р-Телеком", занимающейся интернет-обслуживанием. Уже возле злополучного дома 27 девушек окликнул кто-то из прохожих, закричав, что сверху падает снег. Ирина успела среагировать и отскочила, упав. Ее подруга то ли замешкалась, то ли не услышала окрика, и ее накрыло сорвавшимся льдом. Впоследствии было установлено, что лед упал не с плоской крыши жилого дома, а с покатого козырька застекленного балкона на девятом этаже. После чего возник вопрос о том, кто должен был отвечать за своевременную очистку от снега – собственник квартиры или коммунальщики, которые обслуживают этот дом?
Как выяснили тогда корреспонденты «Фонтанки», согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным правительством РФ в 2006 году, в состав общего имущества многоквартирного дома входят «ограждающие несущие конструкции», куда относятся и балконные плиты. Однако в случае с трагедией на Замшиной улице, 27, есть два сложных момента. Во-первых, наледь образовалась не на балконной плите, а на крыше лоджии, которую, как заявляют чиновники из администрации и ГУЖА района, собственник квартиры установил самовольно. То есть с юридической точки зрения она не относится к общему имуществу дома, а значит, коммунальщики не отвечают за ее уборку.
Во-вторых, возник вопрос о том, кто несет ответственность за содержание данного дома. Как рассказали «Фонтанке» в ГУЖА Калининского района, собственники квартир по этому адресу образовали ТСЖ «Наш дом». Однако техническое управление домом осуществляет компания ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района».
Председатель ТСЖ «Наш дом» Вера Смирнова сообщила "Фонтанке", что между жилкомсервисом и товариществом заключен договор, где указана область ответственности компании – в частности, она следит за состоянием крыши, за сантехническими и электрическими сетями.
Стоит отметить, что утром 12 марта, уже после трагедии, к председателю ТСЖ Вере Смирновой пришли представители ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» с требованием подписать предписание, которое обязывало ее очистить от снега и наледи все козырьки над входом в парадную и крыши застекленных балконов. При этом на самом предписании стоит дата - 11 марта. Вера Смирнова подписала его, но поставила реальную дату – 12 марта, 11 часов утра.
В следственной практике «сосулечной войны» (как называют многочисленные инциденты с травмированием и гибелью горожан и гостей Петербурга минувшей зимой), как правило, крайними называются сотрудники (чаще всего, рядовые) ЖКХ. Так, 15 декабря минувшего года на Петроградской стороне под колесами снегоуборочной техники погибла мать историка Льва Лурье, известный врач Ирина Ганелина. 89-летнюю женщину задавил двигавшийся задним ходом автопогрузчик, чистивший снег. 4 июля завершился уголовный процесс по этому делу: водитель трактора получил 2 года лишения свободы условно. В тот день, когда погибла Ганелина, еще одна трагедия произошла на проспекте Большевиков: под колеса мусоровоза попали санки с двухлетней девочкой. Родители заявили, что в связи с огромными сугробами им казалось безопаснее везти санки по проезжей части. По этому уголовному делу также завершился процесс: водитель получил три года условно.
Самой громкой историей стало травмирование сосулькой гражданки Эстонии Миланы Каштановой 5 февраля 2010 на улице Красного Курсанта. Как было установлено впоследствии судом, трагедия произошла по вине сотрудников ЖКС №2 Петроградского района, которые должным образом не огородили опасную территорию, и на голову проходившей мимо девушки упала ледяная глыба. Получившую несовместимые с жизнью ранения Каштанову спасли врачи Мариинской больницы. Было сделано несколько операций на мозге. Затем длительное лечение в клинике ВМедА, однако там признали, что вывести Милану из комы российская медицина не в состоянии. Родители девушки вывезли ее в клинику РехаНова в Кельн. Спустя 8 месяцев после трагедии Милана Каштанова вышла из комы и пошла на поправку.
Еще одна зимняя трагедия всколыхнула город 13 января 2011 года - от падения наледи с крыши дома 28 по проспекту Стачек погиб 6-летний мальчик Ваня Завьялов. Главной обвиняемой следствие назначило директора ЖЭС №3, 51-летную Маргариту Аникину, которой инкриминируется «причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей, а также выполнение работ и оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей.
Привлечение к ответственности владельца квартиры, с балкона которого упал лед, некоторые восприняли как движение следствия от назначения стрелочников в среде ЖКС. Однако юристы, опрошенные «Фонтанкой», уверены, что и в данном деле Кузьмин не должен оставаться на скамье подсудимых один. Не до конца прояснена ситуация с тем, кто должен нести ответственность за то, что самострой не был снесен вовремя, а также кто должен был контролировать исполнение собственниками жилья обязательств по уборке своей территории. Специалисты уверены, что это очень многослойная проблема, которая еще до конца не изучена.
Тем временем читатели «Фонтанки» уверены, что Сергей Кузьмин стал «жертвой» чиновников, которые «придумают что угодно, лишь бы не отвечать сами». По результатам опроса читателей о том, кто должен нести ответственность за гибель 18-летней девушки, этот ответ набрал подавляющее число голосов - 72%.
Татьяна Востроилова
Фонтанка.ру