Академический театр балета под руководством Бориса Эйфмана 2 сентября проведет на сцене Дворца культуры имени Горького благотворительный спектакль «Карамазовы». Показ приурочен ко Дню знаний и состоится в рамках реализуемой театром социально-культурной программы «Искусство – путь к сердцу». Всемирно известный балет бесплатно увидит петербургская молодежь, в том числе юноши и девушки из неблагополучных семей и групп социального риска. Вот что рассказал об этом «Фонтанке» народный артист России Борис Эйфман.
- Борис Яковлевич, предстоящий вечер 2 сентября в ДК Горького будет благотворительным, спектакль «Карамазовы» посвящается Дню знаний, на него вы пригласили молодежь Петербурга. Это не столь частый пример для наших театров. Расскажите об этой идее, чем вызвана такая потребность, чем благотворительные спектакли отличаются от обычных?
- Сегодня много говорится о том, что наше общество расколото, людские сердца очерствели, и каждый живет по принципу «человек человеку – волк». Но если просто рассуждать об этом, то ничего не изменится. Ведь если не лечишь болезнь, а только дискутируешь о диагнозе, в конце концов, наступает печальный исход. Наш театр существует и работает уже довольно давно. У нас есть имя, авторитет. Было бы неправильно отвернуться от тех социальных и духовных проблем, которые назрели в современном обществе. Сегодня достаточно широкие слои населения оторваны от высокой культуры. Это происходит по ряду причин. К сожалению, финансовый фактор здесь не последний. А что остается людям, лишенным общения с подлинным искусством? Телевидение с его зомбирующими зрелищами? Поэтому наш театр старается сделать так, чтобы нуждающиеся в помощи люди смогли восстановить связи с культурой.
На спектакль «Карамазовы» мы пригласили несколько сот юношей и девушек. Билеты для них распространялись бесплатно. Особый акцент хотелось сделать на приглашении молодежи из неблагополучных семей, групп риска. Надеюсь, что показ «Карамазовых» будет способствовать популяризации среди молодых людей как нашего искусства, так и русской классической литературы. И если хотя бы несколько юных петербуржцев после нашего спектакля придут домой и раскроют роман Достоевского, я буду считать это победой.
- У вас ведь уже был подобный опыт благотворительного спектакля, когда вы приглашали ветеранов. Удался ли тот вечер? Какие эмоции вызвал у вас и у ваших молодых артистов?
- В 2010-11 годах мы провели два благотворительных показа балета «Я – Дон Кихот» на сцене ДК имени Ленсовета. Первый состоялся год назад и был посвящен 65-летию Победы. Второй показ прошел 27 января, в День снятия блокады Ленинграда. Это священный день для всех тех, чья судьба связана с нашим городом. Выступать в такой праздник – большая честь. Тем более что зрителями обоих спектаклей стали ветераны и жители блокадного Ленинграда. Это удивительная, невероятно благодарная и проницательная публика. Буквально все артисты театра были искренне тронуты тем, как тепло и сердечно они принимали нас.
Для нашего театра это был не первый опыт проведения благотворительного спектакля. Так, в ноябре 2009 года на сцене Санкт-Петербургской Консерватории мы исполняли балет «Красная Жизель». На спектакль были приглашены более 1700 гостей из государственных учреждений социального обслуживания - домов ветеранов войны, домов-интернатов для престарелых, обществ ветеранов войны, жителей блокадного Ленинграда, бывших малолетних узников фашистских концлагерей, учреждений по работе с детьми-сиротами и инвалидами. В декабре 2009-го наши артисты участвовали в концерте для детей-инвалидов и детей из неблагополучных семей в Эрмитажном театре.
- Какие еще формы благотворительности вы приветствуете? Какими занимаетесь сами?
- Форма может быть любой. Другое дело, какое духовное и эмоциональное содержание ты вкладываешь в эту деятельность. Занимаешься ли ты благотворительностью для самопиара, или, извините, отмыва денег, или же тобой действительно движет искренний благородный порыв. Все мои действия в данной области связаны с социально-культурной программой «Искусство – путь к сердцу», которую уже несколько лет успешно реализует наш театр. В ее рамках мы бесплатно показываем наши спектакли для ветеранов, сирот, инвалидов – всех тех, кто нуждается в помощи и поддержке. Хотя не исключаю, что и я сам, и мои коллеги будем придумывать и запускать новые благотворительные проекты. Доброты и тепла много не бывает.
- Борис Яковлевич, скажите, а когда вы сами лично почувствовали необходимость сделать доброе дело, помочь тем, кому тяжело, детям, инвалидам, малоимущим?
- Сложно ответить. Если живешь в современном мире и при этом не закрываешь сердце на замок, не делаешь из себя слепоглухонемого, то просто невозможно не прочувствовать всю несправедливость бытия. Я всегда старался быть неравнодушным. Потому что, если ты занимаешься элитарным искусством и говоришь со зрителем о высоком, а потом спокойно проходишь мимо того, кому плохо, грош тебе цена. Внутренняя потребность помогать нуждающимся была во мне всегда. Другое дело, что раньше у моего театра не было возможности заниматься социальной и благотворительной работой на серьезном уровне. Ведь нам самим приходилось выживать – без денег, без репетиционных помещений, под постоянным гнетом советской цензуры. Не легче стало и в 90-е, когда вся российская культура буквально стояла с протянутой рукой. Сейчас, слава богу, ситуация изменилась, благодаря гранту правительства. Мы можем думать не только о своей судьбе, но и о помощи другим.
- Понимают ли молодые артисты вашего театра важность и необходимость благотворительных проектов, или для них в этом есть некий элемент обязаловки?
- Я уверен в том, что все мои артисты – душевно зрелые, отзывчивые и мудрые люди. И выступая перед теми, кому действительно нужна поддержка, они не могут не ощущать той теплой, светлой энергии, которую дарит им зал.
- Анастасия Волочкова, с которой вы работали в свое время, шефствует над детским домом, постоянно придумывает благотворительные акции. Однако многие считают, что делает она это для пиара... Что думаете на этот счет вы? Приходилось ли вам сталкиваться с таким отношением недоверия, цинизма людей?
- Не хочу ни обсуждать, ни осуждать чье-то злословие. Бог им судья. Я уверен в своих собственных чувствах и намерениях. Также не сомневаюсь в искренности моих коллег по театру. А очернители и прожженные циники были всегда и во все времена.
- Верите ли вы в целительную силу искусства? Если можно, приведите какие-то примеры.
- Не стоит ждать от искусства чудес, каких-то случаев волшебного исцеления, мнимых или подлинных. Художник – не иллюзионист и не маг. Но в то же время у людей искусства есть огромная привилегия – затрагивать сердца и души людей, изменять их внутренний мир. А разве преображение человеческой души – не чудо?
- Почему на Западе благотворительностью занимаются все известные артисты (демонстрируя удивительные примеры бескорыстия!), а у нас единицы? Вы часто гастролируете по всему миру, много повидали… Что мы можем взять полезного из западного опыта благотворительной деятельности?
- По объективным историческим причинам у Запада гораздо более серьезный опыт ведения подобной работы. И культура благотворительной деятельности там значительно выше. Но это не повод опускать руки. Наоборот – нам нужно учиться у западных коллег. Перенимать их дисциплинированность, принципиальность, последовательность. Нужно стремиться вывести эту работу в нашей стране на современный цивилизованный уровень.
- Борис Яковлевич, позвольте еще раз поздравить вас с недавним юбилеем, пожелать здоровья и творческих побед! Скажите, легко ли вам "дался" этот юбилей, ведь пришлось дать сотни интервью, принять тысячи поздравлений, устроить банкет и проч. То есть погрузиться в атмосферу хлопот и забот, которая для творческого человека не совсем естественная…
- Необходимость отмечать юбилеи я уже давно воспринимаю как часть профессии. Как повинность (смеется). Честно говоря, прошедшие празднования меня не вымотали, потому что принципиально решил не устраивать пышных торжеств. Не подумайте, что я потерял интерес к жизни, к веселью. Творец, хореограф не имеет права быть серым и угрюмым человеком! Но честное слово: вся эта традиционная юбилейная мишура с речами и банкетами – не для меня. Поэтому свое 65-летие отметил серией выступлений нашей труппы в Александринском театре. В течение восьми вечеров мы показывали лучшие спектакли. Восторженный прием зрителей и аншлаги стали лучшим подарком на День рождения.
- Борис Яковлевич, поделитесь, пожалуйста, творческими планами вашего замечательного театра! А также скажите, довольны ли вы ходом строительств Театра Эйфмана?
- Сейчас все мои мысли связаны с премьерой балета «Роден», которая состоится в Петербурге в ноябре. Мы репетируем днями напролет, прерываем работу только ради гастрольных поездок. Очень хочу провести премьеру на самом высоком уровне.
Что касается реализации проекта Дворца танца, то должен, прежде всего, отметить: он ни в коме случае не будет «театром для Эйфмана». В его стенах, помимо нашего коллектива, будут работать две другие труппы – классическая, представляющая балет XIX века, и экспериментальная, занятая поиском новых пластических форм. Впрочем, и этим деятельность Дворца танца не ограничится. Я хочу, чтобы эта суперсовременная сцена была также доступна молодым хореографам, любительским коллективам, фольклорным ансамблям – всем, кто не может жить без танца. Сейчас идет согласование архитектурного проекта. Это сложный и ответственный этап. Но я верю, что уже в обозримом будущем в нашем городе появится этот новый мировой центр танцевального искусства. И свой следующий юбилей планирую отметить именно на его сцене.
- Ваш театр шефствует над каким-то детским домом?
- Нет, но работа в подобном направлении нами ведется. В настоящее время на Петроградской стороне полным ходом идет строительство Академии танца. Я очень долго вынашивал идею этого учреждения. Сейчас, к счастью, она воплощается в жизнь с невероятной быстротой. Это будет инновационное учебное заведение, в котором талантливые дети со всей России смогут освоить профессию балетного артиста. Особое внимание при поиске и отборе учеников мы уделим сиротам, детям из неблагополучных семей. То есть Академия будет не только культурно-образовательным, но и социальным учреждением. Уверен, что серьезные проблемы общественной жизни нужно решать на глобальном, стратегическом уровне.
Михаил Антонов, «Фонтанка. ру»
Фото Михаила Садчикова-младшего