В декабре 2016 года в Петербурге должна появиться новая, шестая, линия метро – Калининско-Красносельская. Как стало известно «Фонтанке», именно к этому сроку город планирует открыть станции «Обводный канал-2», «Черниговская», «Путиловская» и «Казаковская», три из которых будут пересадочными. Правда, пока линия существует только на бумаге, а в 2012 году на ее строительство, возможно, направят лишь 400 млн рублей.
О необходимости строительства линии, которая, пройдя через весь город, свяжет Калининский район с Красносельским, говорили уже давно. Помимо собственно транспортной задачи по доставке пассажиров с северо-востока на юго-запад, она призвана также разгрузить существующие линии: согласно перспективному плану развития метрополитена до 2025 года, она пересечет все существующие, а также только планируемые радиусы подземки. Планируется, что в будущем поезда, курсирующие по ней, будут начинать свой путь из района Ручьев, а заканчивать – в Стрельне.
Как стало известно «Фонтанке», сейчас в комитете по транспорту, в ведении которого находится ГУП «Петербургский метрополитен», планируют запустить Красносельско-Калининскую линию сразу большим куском: в пресс-службе ведомства нашему изданию рассказали, что к декабрю 2016 года там хотят открыть для пассажиров «Обводный канал-2», «Черниговскую», «Путиловскую» и «Казаковскую».
«Обводный канал-2», как можно судить из названия станции, будет пересадочным узлом с одноименной станцией пятой, фиолетовой линии. Планируется, что вестибюль станции будет расположен рядом с главным городским автовокзалом («Обводный канал-1», напомним, находится на пересечении набережной и Лиговского проспекта).
Следующая остановка на линии – «Черниговская» – также будет пересадочной: с нее можно будет попасть на станцию «Московские ворота» Фрунзенского радиуса. Согласно перспективной адресной программе производства земляных, строительных и ремонтных работ на 2011 - 2013 годы, принятой городским правительством в конце июня 2011 года, ее вестибюль будет находиться западнее «Московских ворот» – на пересечении пробивок Лиговского проспекта и Варшавской улицы, строительство которых также есть в планах Смольного.
Отсюда пассажиры будут ехать к станции «Путиловская». Она, как и две предыдущие, также станет пересадочной – с её помощью пассажиры смогут перейти на первую, красную ветку и станцию «Кировский завод». Вестибюль «Путиловской», согласно все той же перспективной адресной программе, будет находиться восточнее проспекта Стачек – на улице Васи Алексеева, примерно на одной линии с ДК им Газа.
Последней остановкой первой очереди Калининско-Красносельской линии станет «Казаковская» – единственная из четырех, которая не будет пересадочной. По планам города, у этой станции будут два вестибюля, причем оба будут расположены на пересечении улиц Маршала Казакова и Маршала Жукова. Один будет представлять собой 6-этажный административно-бытовой комплекс метрополитена и будет находиться возле «О`Кея», другой – по диагонали на противоположной стороне перекрестка.
Предполагается, что около двух лет шестая линия будет состоять только из четырех станций, однако затем появятся еще две – «Боровая» и «Броневая». Первая будет следующей за "Обводным каналом-2"; ее построят возле одноименной железнодорожной станции Витебского направления. Выхода из нее будет два, по обе стороны от железной дороги – к Лиговскому проспекту и Киевской улице. Оба выхода также выключены в перспективную адресную программу.
Другой станцией второй очереди станет «Броневая»: она расположится между «Черниговской» и «Путиловской». В будущем, согласно отраслевой схеме развития метро до 2025 года, через нее пройдет проектируемая кольцевая линия – на ней «Броневая» будет находиться между «Парком Победы-2» и «Нарвской-2». Что касается вестибюля, то станцию построят на пересечении Кубинской и Благодатной улиц, недалеко от железнодорожной платформы «Броневая». Выхода также будет два – в районе дома 4 (корп.2, лит. К) по Кубинской и дома 6 (лит. А) по Благодатной.
Правда, нужно подчеркнуть, что эти сроки могут еще много раз сдвинуться, как это бывало уже не раз, что признают и в комитете по транспорту. Так, ранее городские власти обещали, что первые четыре станции Красносельско-Калининской линии (тогда в первую очередь входили «Казаковская», «Путиловская», «Броневая» и «Черниговская») появятся к 2015 году. Впрочем, в комитете по транспорту пока оптимистично смотрят на поставленные сроки и говорят, что они вполне реальны – и это несмотря на то, что первоначальная заявка комитета на выделение средств метрополитену в 2012 году была урезана с 18 млрд до 13.
В нынешнем проекте бюджета, который будет рассмотрен на заседании городского правительства 6 сентября, из 13 млрд на строительство Красносельско-Калининской линии выделено лишь 400 млн рублей – об этом «Фонтанке» рассказали в комитете по транспорту. Что касается других расходов, то пока известно следующее: 6,5 млрд, возможно, направят на завершение строительства «Международной», «Бухарестской», а также собственного выхода со «Спасской». 1,5 млрд рублей уйдет на возведение «Спортивной-2». Наконец, 1,1 млрд уйдет на закупку новых вагонов, 1,5 млрд – на проектирование новых станций и прочие текущие нужды. Остальные 2 млрд направят на строительство других станций и линий, предусмотренных отраслевой схемой развития метро.
Отметим: когда на городском правительстве принималась отраслевая схема развития метро до 2025 года, то глава комитета по транспорту Станислав Попов сообщил журналистам, что в комитете разработано два графика – пессимистичный и оптимистичный.
Согласно пессимистичному, если в год будет выделяться по 16 млрд, то к 2025 году в питерской подземке будет 85 станций, и схема будет реализована лишь частично; если по 30 млрд – то 106 станций. При этом надеяться на федеральное финансирование пока не приходится: в начале июня премьер Владимир Путин заявил на заседании Союза транспортников РФ, что серьезное увеличение финансирования строительства метро в российских регионах из средств федерального бюджета может произойти только в 2013 году, так как бюджет на 2012 год уже сверстан.
Однако в комитете по транспорту говорят, что 13 млрд – вполне достаточно для первого года выполнения программы, так как все равно еще нет проектов новых линий и станций, так что, если бы деньги и были бы выделены, то их все равно не на что было бы потратить.
В любом случае, пока Красносельско-Калининская линия существует практически только на бумаге. Как рассказали в «Метрострое», компания еще не начала строить ни перегонные тоннели, ни вестибюли. Это связано с тем, что город еще не оформил площадки, с которых начнется строительство; планируется, что это произойдет до конца текущего года. При этом, как обещают в «Метрострое», если будут деньги, то за четыре года специалисты компании вполне успеют возвести первую очередь линии.
Андрей Захаров, "Фонтанка.ру"