Борьба против строительства АЗС на Митрофаньевском кладбище не прекращается. Защитники захоронений продолжают молитвенное стояние, инвестор решил возвести строительный забор. Обе стороны уверены в своей правоте и подтверждают доводы документами. Между тем, конфликта могло бы и не быть — для этого следовало отнестись внимательнее к предоставлению земельного участка и всего-навсего сдвинуть его на 200 метров.
Борьба против строительства АЗС на Митрофаньевском кладбище не прекращается. Защитники захоронений продолжают молитвенное стояние, инвестор твердо занял позицию «ни пяди земли не уступим». Обе стороны уверены в своей правоте и подтверждают доводы документами. Между тем, конфликта легко могло бы и не быть — для этого следовало отнестись внимательнее к предоставлению земельного участка для строительства автозаправки и сдвинуть его на 200 метров.
Молитвенное стояние на Митрофаньевском кладбище продолжается. Однако протесты защитников не помешали застройщику установить вокруг выделенного ему участка строительный забор. В помощь инвесторам, ЗАО «ПТК», прибыла частная охранная структура, и бойцы в камуфляже вынесли вещи защитников за периметр будущего строительства. За происходящим наблюдали правоохранительные органы — причем наготове стояли сразу две «Газели».
Впрочем, представители застройщика комизма ситуации не ощущали. Наоборот, утром в городские СМИ поступило письмо от компании «ПТК», в котором сообщалось, что «заказчиком 30.08.2011 было сделано заявление в УМВД Адмиралтейского района Санкт-Петербурга с просьбой оказания содействия в устранении нарушений, указанных в заявлении. К настоящему времени содействие оказано».
«Нас сознательно провоцируют на силовые акции, - заявил корреспонденту «Фонтанки» координатор инициативной группы защитников кладбища Александр Несмеянов. - Но мы не поддадимся. И я обещаю, что будем бороться только молитвой и молитвенным стоянием... И вообще я не понимаю, что происходит, - добавляет он. - Вчера мне по телефону вице-губернатор Роман Филимонов пообещал, что все строительные работы будут остановлены до выяснения всех обстоятельств». Несмеянов беспокоится, что выставленный строительный забор поможет скрыть от посторонних глаз деятельность компании ПТК.
Компания ПТК твердо настаивает на том, что никаких захоронений на предоставленном ей участке нет, и даже прилагает фотографии. Правда, куда с этих снимков исчез поклонный крест, установленный еще два года назад и теперь оказавшийся в центре стройки, инвестор не объясняет, что заставляет заподозрить компанию в некотором лукавстве. Зато компания ПТК горячо доказывает, что никакие законы строительство автозаправки не нарушает.
Между тем, как поясняет заместитель председателя «Митрофаньевского союза» Илья Попов, участок, выделенный для строительства АЗС, находится в самом центре холерного Митрофаньевского кладбища. «Ничего удивительного, что здесь не осталось ни надгробий, ни памятников, - рассуждает он. - Во-первых, в разгар эпидемии не слишком заботились о пышности погребений, а во-вторых, кладбище уничтожали с тридцатых по шестидесятые годы, и на этом месте была барахолка». Большинство памятников, как утверждают в «Союзе», сейчас находятся в земле, на глубине полутора-двух метров — свои доводы защитники кладбища готовы подтвердить заключениями экспертов.
Но тем не менее, сегодняшняя деятельность инвестора полностью соответствует законодательству. Ордер ГАТИ на установку строительного забора у компании есть, и его никто не отзывал. «Мы приостановили только действие ордера на изменение благоустройства и не будем пока выдавать разрешение на строительство, - пояснили в Службе Госстройнадзора. - Учитывая все сложности этой территории и начавшееся судебное разбирательство "Митрофаньевского Союза" с КГА, не хотелось бы допустить какую-либо непоправимую ошибку».
Напомним, судебное разбирательство по поводу законности согласованного комитетом по градостроительству и архитектуре проекта планировки территории началось 24 августа. Следующее судебное заседание назначено на 29 сентября. Но инвестор искренне не понимает, почему предоставленный ему участок внезапно оказался вне закона — по документам 2008 и 2009 годов территория свободна от захоронений.
Правда, с того времени, как компании предоставили участок для строительства, произошли многие перемены — по инициативе «Митрофаньевского союза» была выполнена детальная экспертиза кладбища, установлены его исторические границы, детализированы места погребений. Все эти данные были предоставлены и в КГИОП, и в КГА. Но сообщить обо всех этих событиях инвестору никто не удосужился — наоборот, 7 декабря 2009 года компания «ПТК-Терминал» получила разрешение на условно-разрешенный вид использования (строительство АЗС) принадлежащей ей территории. И в том, что именно этот документ и лег в основу начавшегося судебного процесса, меньше всего виновата сама ПТК.
«Понимаете, это абсурд, - горячится Илья Попов. - Если бы компании предоставили территорию на 200 метров севернее или на 500-600 метров правее, строить можно было бы сколько угодно — там действительно нет никаких захоронений! Но почему-то их решили всунуть именно в центр холерного участка. Туда, где похоронены люди — известные петербуржцы!» «Мы не против этой стройки, - объясняет он. - Заправки нужны, но почему именно тут — вокруг полно свободной земли!» К сожалению, ответы на эти вопросы получить уже не удастся — участок передали в собственность ПТК еще в 2006 году, и те, кто принимал такое решение, уже покинули свои посты.
По мнению представителей общественности, все происходящее на Митрофаньевском — прямое следствие недостатка работы городской администрации. «Существование этого кладбища не было секретом на протяжении многих десятков лет. О нем знают абсолютно все. И строить на могилах нехорошо ни с градостроительной, ни с этической точки зрения. Но уж если город взял на себя ответственность продать эти участки, то пусть город и отвечает», - считает директор Центра общественных экспертиз ЭКОМ Александр Карпов.
«Давно пора признать, что городские власти ситуацией не владеют, - заявляет градозащитник. — Информации по действующим ограничениям явно недостаточно, постоянно на этапе реализации проекта выясняется что строить нельзя или можно, но с существенными оговорками. И вместо того, чтобы ругаться на градозащитников и журналистов, городу надо признать, что хотя работа по приведению документов в порядок и ведется, но мы еще далеки от того, чтобы полностью владеть ситуацией. И надо создавать конфликтные комиссии по выходу из них».
«Нерешаемых проблем нет — передвинуть заправку на 200 метров к северу можно было давно, даже «Охта центр» в итоге перенесли. Но к сожалению, вместо того, чтобы искать устраивающие всех решения, все чиновники, с которыми мы сталкивались, сразу же пытаются доказать, что они безупречны. И пока такая линия будет сохраняться, будут возникать конфликты», - полагает Карпов.
Заметим, что конфликт на Митрофаньевском — не единственный случай, когда инвестору приходится расплачиваться за предоставленный с нарушениями земельный участок.
Так, пришлось отказаться от своих планов по строительству жилого дома в сквере на Комендантском, 40 компании RBI. Понятно, что территория была выделена компании без учета мнений местных жителей и под топоры пошел единственный зеленый сквер, находящийся в микрорайоне. Но вся разрешительная документация у застройщика была, и от строительства было решено отказаться только по распоряжению городских властей, которых обеспокоила протестная активность жителей района.
Аналогичная ситуация — при всей непродуманности этих проектов — произошла и в сквере на улице Камышовой, где у застройщика хоть и нет разрешения на строительство, но всю проектную документацию в профильных комитетах ему согласовали. Аналогично развивались события и в сквере на Кораблестроителей, выделенном для строительства магазина «Белорусский гостинец».
Но безусловным лидером по финансовым потерям можно назвать ОДЦ «Охта» - в подготовку участка на Охте было вложено около 7 миллиардов рублей, которые компании пока так никто не возместил.
Градозащитники считают, что в происходящем есть вина и самих инвесторов. «Если бы они поменьше фиксировались на протестных настроениях и боролись не с жителями, а с чиновниками, предоставившими им участки с нарушением закона, было бы лучше для всех, - считают в «Живом городе». - Та же компания ПТК давно могла бы пообщаться с представителями «Митрофаньевского союза», которые начали защищать кладбище больше трех лет назад, выяснить их претензии и спокойно потребовать от города другой участок». «Ребята сами лопухнулись, а теперь пытаются оправдаться перед начальством и поднимают шум, чтобы любой ценой начать стройку», - неформально добавили «живогородцы».
В этой истории любопытно еще одно обстоятельство. «Митрофаньевский союз» пытается отстоять кладбище больше трех лет. Но до сих пор никакие их призывы и доказательства не принимались во внимание. Более того, во время общественных слушаний по проекту планировки будущей территории «Измайловской перспективы» государственные люди внушительно разъясняли, что никаких погребений здесь нет, а есть только территория, находящаяся в частной собственности. Однако сразу же после того, как в Петербурге появился новый губернатор, известный своей религиозностью, ситуация изменилась как по волшебству. Поддержать молящихся в борьбе против АЗС прибыл депутат ЗакСа Евгений Марченко (и он же непосредственно обратился к вице-губернатору Филимонову с просьбой прекратить уничтожение могил). На удивление оперативно сработали и государственные структуры — ордер на благоустройство был отозван уже на третий день разгорающегося конфликта.
Кира Обухова, "Фонтанка.ру"