На программу «Электронная Россия» потрачены миллиарды рублей, но созданные на эти средства информационные системы и сайты далеки от совершенства. По мнению экспертов, куда эффективнее другой способ развития государственных интернет-ресурсов – силами и средствами частных компаний и лиц без бюджетных вливаний («снизу»). Об этом свидетельствует как международный, так и пока скромный отечественный опыт.
На программу «Электронная Россия» потрачены миллиарды рублей, но созданные на эти средства информационные системы и сайты далеки от совершенства. По мнению экспертов, куда эффективнее другой способ развития государственных интернет-ресурсов – силами и средствами частных компаний и лиц без бюджетных вливаний («снизу»). Об этом свидетельствует как международный, так и пока скромный отечественный опыт.
На минувшей неделе Генеральная прокуратура России сообщила о фактах хищений почти 300 миллионов рублей в ходе реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия». Злоупотребления были выявлены в деятельности монопольного исполнителя программы – ОАО «Ростелеком», который только по одному контракту получил от Минкомсвязи РФ более 2 млрд бюджетных средств.
Сотни миллионов рублей выделяются и по ведомственным каналам – на создание сайтов отдельных ведомств, судов, внедрение биометрических паспортов и т.д. А трехлетняя программа развития «информационного общества» Северной столицы и создание «электронного Смольного» обойдется петербуржцам более чем в 10 млрд рублей.
Прекрасное далеко
По замыслу законодателей плодами реализации этих программ должны пользоваться все россияне. Уже сейчас единым порталом «Государственные услуги» могут воспользоваться желающие заказать заграничный паспорт, получить выписку о состоянии пенсионных накоплений и т.д. В Санкт-Петербурге через региональный портал, созданный уполномоченным Смольным ГУПом «Информационно-аналитический центр», можно подать заявку на 32 услуги.
На практике эти грандиозные планы внедряются с большой задержкой. Например, функция подачи документов на государственную регистрацию юридических лиц и предпринимателей, которая согласно утвержденному правительством России плану должна была заработать еще в марте прошлого года, внедрена очень условно: де-факто заявитель может лишь записаться на прием, дабы быстрее сдать обычные «бумажные» документы. Равно как и налоговую отчетность (декларации) граждане и организации могут подать в электронном виде, только закупив специальное программное обеспечение и подключившись к уполномоченному оператору, хотя власти обещали еще год назад запустить такой бесплатный сервис на портале госуслуг. Более того, сейчас предприниматели должны отдельно подключать и платить за каждый государственный сервис – сдача отчетности, участия в госзаказе и т.д.
Когда обещанные сервисы заработают в полном объеме – никто не знает. 2 сентября «Ростелеком» вместе с Минкомсвязи РФ презентовали новую версию единого портала госуслуг. Но и на нем пока реализованы далеко не все предусмотренные планом сервисы. Так, для регистрации в качестве пользователей юридических лиц (на которых ориентированы многие сервисные функции) нужно получить платный ключ электронной подписи. Правда, заместитель директора ГУП «Информационно-аналитический центр» полагает, что документы от имени организаций могут предоставлять физические лица (хотя им доступ к соответствующим функциям закрыт).
Информационная вертикаль
Такое развитие ситуации с реализацией программы глобальной компьютеризации «всея Руси» можно считать предсказуемым. Ведь от построения информационного общества «сверху» на Западе давно отказались. В неэффективности электронного правительства убежден и глава подкомитета Госдумы по технологическому развитию Илья Пономарев: «Задача государства – представить информацию, а ее обработкой и представлением могут заниматься все желающие. В США около 75 процентов сайтов создается «снизу» – силами частных лиц и организаций. Именно такую информацию в поисковой выборке показывает нам в том числе и Google, а должен показывать и «Яндекс». В России тоже есть положительный опыт, например – новосибирский социальный проект «Сообщай.рф», позволяющий подать жалобу и отслеживать ее прохождение прямо на карте», – отмечает депутат.
Еще одним примером реализации подобного принципа является единый портал арбитражных судов, включающий открытую и бесплатную базу данных всех рассматриваемых дел и принятых решений с полнофункциональной системой поиска и т.д. Работу по созданию такого ресурса Высший арбитражный суд России решил передать на аутсорсинг, но в ходе аукциона на размещение госзаказа выяснилось, что частные структуры не только готовы выполнить его бесплатно, но и доплатить за право участия в проекте. Причем на созданном сайте не размещается реклама, а его разработчик покрывает расходы и получает прибыль за счет оказания дополнительных консалтинговых услуг.
По иному пути пошли суды общей юрисдикции, на «открытость и прозрачность» которых из федеральной казны ежегодно выделяется в среднем по 420 млн рублей. Выбранный без какого-либо конкурса ФГУП «НИИ «Восход» поддерживает ГАС «Правосудие», в рамках которой существуют самостоятельные сайты судов без возможности поиска по принятым решениям и единой базы самих дел. Многократные сбои в работе системы приводили, по словам представителей самого судейского сообщества, к потере накопленной информации. Тогда как альтернативную базу данных, включающую решения почти двухсот российских судов с единым поисковым механизмом, своими силами создала общественная организация – «Гильдия судебных репортеров». По словам ее руководителя Сергея Чижкова, вся система обошлась всего в 40 тысяч рублей.
В самом информационном сообществе у идеи «открытых данных» есть и сторонники, и противники. «Государство обязано предоставить равный и свободный доступ, но только к первичной информации – на стандартизованных сайтах с минимальными сервисами, – убежден Иван Павлов, возглавляющий Институт развития свободы информации. – Если заинтересованное лицо хочет получить ее в обработанном или удобоваримом виде, с удобной системой поиска и т.д. – может обращаться к коммерческим структурам».
А вот по мнению директора компании Webmaster.SPb Андрея Рябых, просто представление информации (о судебных и юридических актах, о государственных услугах и т.д.) интересует единицы процентов пользователей: «Большинство хочет получить четкую и простую инструкцию, как, например, оформить прописку (регистрацию), а не читать громоздкие нормативные акты. Еще лучше – отправить документы через Интернет, в назначенный день и в назначенное время прийти, предъявить оригиналы бумаг и получить прописку. С удаленных сайтов это реализовать нельзя – подобный процесс можно автоматизировать только на стороне самого исполнителя услуги (госоргана)».
Сам депутат Пономарев не видит в этом технологических проблем и убежден, что негосударственные организации могут создать даже и сайт госуслуг. Главное, чтобы государство обеспечило доступ к информации, но оно этого не делает. Идею «открытых данных», по его словам, поддерживает и министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина – об этом в минувшую пятницу она заявила на заседании президиума Совета при президенте России по развитию информационного общества.
Ох, рано встает охрана
Еще один проект также вызывает удивление экспертов – Федеральная служба охраны (ФСО) за бюджетный счет ведет базу данных российского законодательства. Хотя такие системы уже давно созданы коммерческими структурами («КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс» и др.). Но Вадим Ковальчук из управления спецсвязи ФСО в Северо-Западном федеральном округе считает их ненадежными. «Сегодня коммерческие структуры занимаются правовыми базами данных, завтра – консервами», – заявил он журналисту «Фонтанки». Бюджет проекта государственной правовой системы он назвать не смог.
Сами поставщики правовых систем считают эти аргументы абсурдными. «Частные компании работают на этом рынке уже больше двадцати лет, – констатирует исполнительный директор фирмы «Гарант Интернэшнл» Елена Дрейман. – Сейчас на сайте «Гаранта» можно круглосуточно бесплатно воспользоваться базой данных основных нормативных актов (27 тысяч документов), а по вечерам и выходным получить доступ ко всему законодательству России (230 тысяч актов). Таких открытых и бесплатных интернет-ресурсов большей части аудитории, на мой взгляд, вполне достаточно. Тратить государственные ресурсы на разработку систем комплексного предоставления информации вряд ли целесообразно».
Аналогичную политику проводят и конкуренты. Так, полнофункциональная база российского законодательства каждый вечер бесплатно доступна на сайте «КонсультантПлюс», а по выходным эта компания открывает доступ к почти 900 тысячам нормативных актов. Тогда как в созданной ФСО информационно-правовой системе «Законодательство России» чуть больше 140 тысяч документов.
Павел Нетупский,
Фонтанка.ру