Русский МИД предлагает финским коллегам создать комиссию по смешанным семьям — с таким предложением выступил на встрече в пятницу, 9 сентября, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. «Конечно, официальные лица должны делать все для максимально комфортного решения таких аспектов в интересах людей», - заявил он.
Вместе с тем, по мнению специалиста, занимающегося социальной адаптацией россиян в Финляндии, создание подобной комиссии может быть, во-первых, не обосновано, а во-вторых, возможно, с учетом того, что Россия присоединилась к Гаагской конвенции, в подобной комиссии может и не быть необходимости.
(Об итогах присоединения к Гаагской конвенции - на "Фонтанке.fi")
Ситуацию комментирует координатор по связям с общественностью Финляндской ассоциации русскоязычных обществ Полина Копылова:
- Можно предположить, что создание только и исключительно двусторонней комиссии поставило бы Россию и Финляндию в неоправданное исключительное положение относительно других стран-участниц.Создание такой двусторонней структуры противоречило бы духу Конвенции, задача которой - определить общие правила для решения проблем, связанных с похищением детей, а не "межевать" правовое поле между отдельными парами государств.
Нельзя не отметить и то, что речь идет о десятке конфликтов, попавших в новости. Число же межкультурных семей в Финляндии (имеются в виду семьи, где один из членов говорит по-русски) составляет по меньшей мере порядка 10 000, и полная статистика по ним не рассматривается.
В этом смысле взаимодействие в рамках Конвенции представляется вполне достаточным.
В качестве наиболее распространенных причин, указываются обычно следующие:
- столкновение культур и неумение сторон находить компромиссы (проявляется, например, при обсуждении вопросов гражданства ребенка и языков общения);
- завышенные и неоправданные ожидания супругов в отношении друг друга (далеко не только финансовые);
- психологические противоречия, возникающие в браках, где существенна разница в возрасте между партнерами или разница в образе жизни партнеров.
Решать эти проблемы должны отнюдь не политики, а сами родители.
Стандартная процедура развода предусматривает, например, визит к т. н. lastenvalvoja (инспектор по вопросам опеки, муниципальное должностное лицо, задачей которого является соблюдение интересов детей. В обязанности муниципального попечителя внебрачных детей входят в том числе установление отцовства, вопросы ухода и воспитания, права на встречи с родителями и содержания детей. Муниципальный попечитель внебрачных детей дает консультации и помощь в составлении необходимых договоров, однако он не имеет права определять содержание этих договоров).
К сожалению, информирование родителей-иммигрантов не везде находится на должном уровне, что также приводит к ненужным конфликтам как в семье, так и в органах опеки.
В этом смысле существенным вкладом в профилактику конфликтных ситуаций было бы подробное информирование о культуре воспитания в Финляндии и деятельности органов опеки на русском языке.