Все фигуранты дела о рейдерском захвате ресторана «У Казанского», ранее помещенные под стражу, отпущены из изолятора. Такое решение 14 сентября принял следователь ГСУ СК РФ по Петербургу, которому оно было передано. Тем временем идейный вдохновитель этого расследования, экс-руководитель выездной следственной антирейдерской бригады СК РФ Олег Пипченков, по требованию Генпрокуратуры должен подвергнуться проверке своим главой Александром Бастрыкиным по другому делу, возбужденному бригадой против топ-менеджеров завода «Арсенал». Как и предполагала «Фонтанка», после почетного смещения Пипченкова дело его не только не живет, но и медленно разваливается.
Обвиняемые в мошенничестве в особо крупном размере с имуществом ресторана «У Казанского» сегодня получили вольную. Пять человек, среди которых два юриста - 64-летний Александр Козлик и Сергей Корнев, - будут отпущены из-под стражи в ближайшие часы. Такое решение принял 14 сентября следователь ГСУ СК РФ по Петербургу. Формально и юридически такое решение связано с тем, что инкриминируемое арестованным преступление не является особо тяжким и потому срок их содержания под стражей не может превышать более 12 месяцев.
Понятийно же, как полагают эксперты, решение сродни дипломатической ноте протеста, который не слишком довольный полученным наследством петербургский ГСУ выражает СК.
Как уже писала «Фонтанка», само уголовное дело в конце 2009 года было изъято для проведения расследования выездной бригадой СК РФ в Петербурге под предводительством заместителя руководителя управления по расследованию особо важных дел о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики Олега Пипченкова. Вскоре в деле появился важный свидетель — Евгений Панов, которого многие в городе считают человеком, близким к авторитетному предпринимателю Бадри Шенгелия. А сам Бадри неоднократно выступал главным свидетелем по другим делам, которые вела бригада. Затем последовали аресты, в том числе и заслуженного юриста России Козлика. В последнем случае следователи пропустили мимо своих ушей директиву шефа СК о избирательном применении такой меры как помещение под стражу, особенно если речь идет не об особо тяжких преступлениях, пожилых людях и заслуженных людях.
Затем в розыск были объявлены известные в городе персоны — Василий Владыковский (Вася Брянский) и Алексей Саргин. Причем Владыковского даже задержали на Украине. Правда экстрадировать его в Россию отказались, мотивируя это не только тем, что он является гражданином Украины, но и, в частности, недостаточной доказательной базой в отношении него. Тем не менее казалось, что вскоре выездная бригада сможет рапортовать о благополучном завершении этого дела.
Однако в начале апреля 2011 года генеральная прокуратура РФ аннулировала досудебную сделку с главным свидетелем по делу - Пановым. В этом постановлении указано: Панов не выполнил своих обязательств перед следствием, скрыв факт участия в захвате господина Шенгелии.
А уже 27 апреля стало известно о том, что Пипченков возвращается в Москву. Якобы на повышение. Но для многих этот переезд означал, что работа выездной бригады под его руководством была признана неудовлетворительной. Тем более, что помимо инцидента с Пановым, бригаду преследовали и другие скандалы. В частности, в феврале 2010 года стало известно о том, что осужденный за убийства к 23 годам лишения свободы, и один из свидетелей по делу Кумарина, Олег Маковоз свободно прогуливался по улицам Петербурга по личному разрешению следователя. Проведенная центральным аппаратом СКП проверка не нашла в действиях Олега Пипченкова оснований для возбуждения уголовного дела. Однако Маковоз в скором времени был этапирован в омскую колонию (сейчас он, правда, вновь находится в «Матросской тишине»), а сам Пипченков был временно отстранен от должности, но затем вернулся к исполнению обязанностей.
В мае 2011 года адвокат Надежда Дуванская, представляющая интересы Александра Слывуса, обвиняемого в мошенничестве с недвижимостью ООО «Мебельный торговый дом», в буквальном смысле смоделировала сенсацию. Сначала вызванный ею свидетель обвинения Михаил Дериглазов рассказал суду о том, что по просьбе следователя СК Маслова подтвердил ряд фактов, свидетелем которых на самом деле не был. За что, надо отметить, Дериглазову был обещан условный срок, который он в результате и получил. Затем показания суду дал сам Михаил Маслов, который с 1 апреля этого года ушел из органов, потому что, по его признанию, больше не мог работать теми способами, которые навязал Пипченков.
Примерно в это же время Следственный комитет России начал проверку сведений, изложенных в материале «Новой газеты». По данным издания, в разгар следствия по одному из рейдерских дел питерский бизнесмен, обвиняемый в хищении акций оборонного завода «Арсенал» - Олег Риферт - полностью профинансировал операцию по удалению аппендикса у следователя выездной бригады Николая Буева. На лечение было потрачено почти 70 тысяч рублей. Помимо этого СМИ писали о том, что Пипченков приобрел дорогостоящий автомобиль не без участия одного из потерпевших по расследуемым делам. На время проверки оба следователя были отстранены от работы. Буев, не дожидаясь её окончания, уволился из органов. А Пипченков по итогам проверки, по результатам которой было возбуждено уголовное дело, снова приступил к исполнению обязанностей (как писала «Фонтанка», уголовное дело по ч.1 ст.187 УК РФ (изготовление в целях сбыта, или сбыт платежных документов, не являющихся ценными бумагами) было возбуждено в связи с тем, что следствие нашло нестыковки в платежном документе на 15 тысяч рублей, который имелся в документах на приобретение Пипченковым автомобиля «Фольксваген Туарег»).
К своим обязанностям после очередного отстранения Олег Пипченков вернулся в середине июня 2011 года, а уже через месяц стало известно о его переходе на новое место работы в другом регионе.
Как и предполагала «Фонтанка», после смены руководства в руках выездной бригады останется только большое «тамбовское» дело, а остальные должны быть переданы в ГСУ СКР по Петербургу и СУ СКР по СЗФО. При этом источники в ведомствах сообщают, что главы этих подразделений - Андрей Лавренко и Алексей Маяков - находят массу доводов, чтобы не получить столь сомнительное наследство. Возможно, именно поэтому дело о захвате ресторана «У Казанского» было передано в производство ГСУ СК РФ по Петербургу лично по постановлению от 22 июля зампредседателя СК Василия Пискарева, и передано Лавренко.
Надо отметить, что Генеральная прокуратура РФ не прекратила своих попыток получить удовлетворительный ответ от СК по фактам, озвученным «Новой газетой». По данным «Фонтанки», 6 сентября этого года заместитель генпрокурора Виктор Гринь направил главе СК требование о том, чтобы он лично провел проверку действий Пипченкова, который отказал в жалобе Риферту на свои же действия. Так в документе говорится, что «Пипченков О.В. в постановлении от 01.07.2011 также дал оценку доводам Риферта О.В. о нарушениях, допущенных лицами, проводившими расследование, а следовательно, и им самим». Несколькими днями ранее генпрокуратура, будучи последовательной, отменила постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Буева и Пипченкова по фактам превышения должностных полномочий, незаконного задержания, принуждения к даче показаний и так далее.
Татьяна Востроилова, «Фонтанка.ру»