Уход Михаила Прохорова с поста лидера «Правого дела» повлечет за собой роспуск его городского отделения, сообщил «Фонтанке» осведомленный собеседник в региональном отделении партии. Он уверяет, что новый и близкий к Прохорову руководитель правых в Петербурге Юрий Рыдник, а также члены политсовета (Игорь Кучеренко, Андрей Березин, Сергей Ерунин, Антон Богатушин) уже приняли решение покинуть партию.
Однако официального заявления в ближайшее время ждать от них не стоит, поскольку сам теперь уже бывший лидер «Правого дела» предложил взять тайм-аут для проведения консультаций с политологами и юристами. Только после этого он даст указания своим сторонникам в регионах.
Покидая 15-го сентября кресло руководителя «правых», Прохоров заявил, что не собирается идти на ближайшие парламентские выборы и попросил «Правое дело» вернуть ему уже потраченные на его деятельность 500 млн рублей. При этом Прохоров не собирается уходить из политики, планируя создать новое, уже собственное, общественное движение.
Это решение миллиардер принял после того, как вчера на съезде в Москве его противники организовали демарш и попытались лишить некоторых делегатов (сторонников Прохорова) возможности принимать участие в работе съезда.
«Не хочу иметь никакого отношения к партии, пока в ней сидят сурковские подчиненные. Я представлю стратегию, как нам двигаться дальше», - прокомментировал сегодня ситуацию у себя в твиттере Прохоров.
Тем временем, как сообщают собеседники «Фонтанки», некоторые руководители региональных отделений уже покидают свои посты и отказываются от планов по участию в декабрьских выборах. Аналогичный вариант развития события ждет и петербургское отделение «Правого дела» во главе с банкиром Юрием Рыдником, говорит собеседник в «Правом деле».
«Мы поддерживаем Михаила Прохорова, ничего не изменилось, - поделился с «Фонтанкой» мнением бизнесмен Максим Долгополов, собиравшийся баллотироваться от партии в ЗакС. - Очевидно, что с теми, кто инициировал смещение Прохорова, нам не по пути. В Петербурге партия строилась конкретно под него».
«Заявления о выходе из партии еще не подписаны, но без Прохорова никто не хочет иметь к ней отношения, - говорит источник. - Не знаю, что будет дальше, но совершенно очевидно, что участвовать в выборах в ЗакС мы не будем»». Свое желание остаться неназванным собеседник объясняет тем, что Прохоров взял «передышку» для проведения консультаций и просил в это время соратников «воздержаться от комментариев и резких шагов».
Между тем эксперты, которых опросила "Фонтанка", полагают, что после ухода Михаила Прохорова из «Правого дела» у партии, в любом случае, нет никаких шансов собрать голоса на думских выборах, и, скорее всего, на этом проекте Кремлем будет поставлен крест. При этом политологи не исключают, что принявший решение остаться в политике Прохоров продолжит борьбу с первым заместителем руководителя президентской администрации Владиславом Сурковым в другой плоскости.
Директор Института национальной стратегии (ИНС) Станислав Белковский:
- «Правое дело» изначально было Кремлевским проектом, который реализовывался по согласованию с Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным. Перед Прохоровым была поставлена конкретная задача - привлечь электорат (либералов) на выборы. Но Прохоров не справился. Он продемонстрировал отсутствие политических талантов, переоценил свою самостоятельность, проигнорировал кадровые указания Кремля по включению в списки ряда видных людей из науки, кроме того, зашел на территорию «Единой России» и начал окучивать ее электорат.
Это, естественно, вызвало раздражение у Кремля. В результате Владислав Сурков заявил, что Прохоров не справляется с управлением партией и Медведев принял решение ее убрать. Что, собственно, и произошло.
Руководитель аналитической группы «Меркатор», политолог Дмитрий Орешкин:
- Важно, что эту ситуацию выделяет «настоящность», поскольку все остальные конфликты в политической плоскости происходят понарошку, как это и должно быть в управляемой Сурковым демократии. Рано или поздно Прохоров, как до этого Сергей Миронов, был бы вынужден войти в конфликт с этой порочной системой. При настоящей демократии работают конкурирующие партии, которые доказывают населению, кто из них лучше.
У нас политическая система извращенная, политики живут как в госпитале для душевнобольных. Им разрешают быть в комфортной палате, но реальной политикой они заниматься не могут. Миронов в своей время начал критиковать «Единую Россию», нарушив тем самым корпоративный дух, и был наказан изгнанием из этого политического мирка. С Михаилом Прохоровым произошло то же самое. Он самостоятельный человек, и пошел реализовывать себя в политику по-мужски. Но он нарушил правила игры, в том числе табу на упоминание фамилии Суркова. И теперь Сурков должен наказать его, вернуть ситуацию в системное русло, в противном случае это будет означать, что он не контролирует ситуацию.
Дунаева и Богданова во главе «Правого дела» никто не поддержит. Сурков не позволит зарегистрировать Прохорову новую партию, а если и позволит, это будет означать, что достигнуты договоренности, и все происходящее было-PR-проектом. Хотя я в этом сомневаюсь.
При этом Прохоров не глупый человек, если он пошел на такой шаг, значит, есть ресурсы и люди, на которых он рассчитывает. Возможно, это Чубайс или Волошин, я не берусь сказать. Но его поведение так или иначе свидетельствует о расколе среди элиты.
Эта ситуация говорит об окончании подковерной конкуренции. В новой политической реальности уже будут не интересны такие проекты как Жириновский, которые говорят только по указке, и создавались ради зарабатывания денег.
Кандидат политических наук, доцент факультета политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге Владимир Гельман:
- Не берусь судить, что было за кулисами, но кажется, что в какой-то момент времени Прохорова попросили оказать услугу, от которой он не смог отказаться. Он начал вести себя как бизнесмен и руководить фирмой, которая должна приносить прибыль. И он стал управлять. Но у него есть акционеры, которые стали диктовать свои условия: этого менеджера убрать, это назначить. В этой ситуации Прохоров мог либо послушаться, либо пойти на конфликт. И он хлопнул дверью.
«Правое дело» может быть включено в выборный процесс, но какой-либо реальной политической роли эта партия играть не будет.
Доктор политических наук, директор Межрегиональной электоральной сети поддержки, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Григорий Голосов:
- «Правое дело» - это кремлевский проект. Прохоров проявил упрямство, он стал нарушать правила игры, взбрыкнул, перестал выходить на связь с Сурковым и вместо этого стал делать заявления в прессе. Поэтому на Съезде было организовано сопротивление. В том случае, если бы Прохоров не ушел сам, Минюст в любое время мог признать Съезд не легитимным и не пустить его на выборы. И он это понимал, поэтому так и поступил.
Если он пожелает продолжить борьбу, то ему для начала нужно будет определиться с тем, за что он борется. Это было одной из проблем «Правого дела».
Екатерина Гвоздева, "Фонтанка.ру"