В преддверии выборов в ЗакС политологи поговорили об электоральных предпочтениях граждан и попытались оценить, на какую поддержку могут рассчитывать партии на выборах в парламент, обозначили отличительные особенности избирательной кампании в Петербурге, а также объяснили, почему нельзя полностью доверять данным всероссийского опроса общественного мнения.
В преддверии выборов в ЗакС политологи поговорили об электоральных предпочтениях граждан и попытались оценить, на какую поддержку могут рассчитывать партии на выборах в парламент, обозначили отличительные особенности избирательной кампании в Петербурге, а также объяснили, почему нельзя полностью доверять данным всероссийского опроса общественного мнения.
Картину электорального поведения на выборах в Госдуму нарисовали наиболее известные в России исследовательские центры (ВЦИОМ, ФОМ и «Левада-центр»), по данным которых сегодня только «Единая Россия», КПРФ и ЛДПР могли бы получить места в Госдуме, напоминает руководитель лаборатории политической географии и геополитики СПГУ Константин Аксенов. Неплохую динамику до раскола демонстрировало «Правое дело», а также «Патриоты России», рейтинги «Справедливой России» балансировали, по его словам, на грани проходимости.
При этом нужно понимать, насколько можно доверять данным социологических опросов, дополнил коллегу профессор факультета политических наук и социологии Европейского университета Григорий Голосов. Он напомнил, что все три вышедшее из «старого» ВЦИОМа исследовательских центра сегодня опираются на одну и ту же региональную сеть, поэтому априори не могут получить разных результатов. Кроме этого, уверен политолог, респонденты часто лгут, а предпочтение «Единой России» часто отдают из-за существующего социально-одобряемого поведения в России.
«Какое поведение правильное, респондент, как правило, узнает из СМИ, в основном благодаря телевидению, где можно услышать только о «Единой России», - поясняет политолог. – В здравом же уме мы понимаем, что если человек говорит, что пойдет на выборы и будет голосовать за эту партию, то это означает только одно: я об этом не думал, это мне не интересно, и вообще я не помню названия других партий».
Тем не менее, данные российских опросов самые точные по сравнению с другими странами. Этот российский феномен объяснить очень просто, полагает Голосов: «Президентская администрация заказывает ФОМ оценку электоральных предпочтений, а затем на ее основании формирует для губернатора так называемые задания по сбору голосов за «Единую Россию». Не караются только небольшие отклонения. Как правило, губернаторы не перерабатывают и четко пытаются выполнить распоряжения администрации». Поэтому нельзя сказать, что опросы ФОМ не играют роли, шутит, подводя мысль, эксперт.
На выборах в городской ЗакС расклад может быть несколько иным, чем рисуют его социологи, полагает Аксенов. Интригу создают связывающие свое происхождение с Петербургом «Справедливая Россия» и «Яблоко». Кампании этих партий в городе будет проходить более активно, нежели в других регионах страны. Об это свидетельствует, по словам эксперта, и то, что основатель «Яблока» Григорий Явлинский готов работать в ЗакСе. «Его появление может ознаменовать рождение публичной политики, а не корпоративной, которую мы наблюдали в деятельности последнего созыва парламента, когда твердо сформированное большинство могло не прислушиваться к мнению оппонентов».
Нельзя сбрасывать со счетов и «Правое дело», считает Аксенов, однако набрать голоса эта партия сможет только при наличии определенных фигур. «Если Полтавченко возглавит партию, то да», - рассуждает о вариантах эксперт.
Кроме этого, отмечает он, большой интригой остается судьба годами копившихся протестных настроений со стороны приверженцев право-либеральных взглядов. «Видя этот протест, Кремль создал «Правое дело» и попытался канализировать эти настроения. И главная интрига в том, успеет ли этот протест вылиться в неконтролируемые властью действия?» - задается вопросом политолог, допуская, что «в Петербурге такого рода исход весьма вероятен».
По данным института общественного проектирования, которые представил директор Первой гуманитарно-технологической корпорации (Санкт-Петербург) Дмитрий Солонников, на выборах в ЗакС « Единая Россия» может получить от 30 до 35%, «Справедливая Россия» - от 15 до 20%, КПРФ – 10 до 15%, ЛДПР – от 4 до 7,5%, Яблоко и «Правое дело» - от 2,5% до 4,5%, «Патриоты России» примерно 1,5%.
Опираясь на цифры, политолог делает вывод, что особенностью Петербурга является большая конкуренция между единороссами и эсерами. «Проблемы предвыборного штаба «Единой Россия будут заключены именно здесь», - прогнозирует эксперт. У КПРФ четкий электорат и даже если партия выставит, как и в прошлую избирательную кампанию, малоизвестных людей, население проголосует за бренд. В проблемной зоне остается ЛДПР, которая может не преодолеть 7%-й барьер, а также «Яблоко» и «Правое дело», которые имели бы шансы только в случае объединения усилий.
В распоряжении «Единой России» административный ресурс и прикормленные депутатами округа, уверен Солонников. Кроме того, для большей части электората в условиях социально-одобряемого поведения возможен только один вариант: «Многие отмечают, что жизнь стала хуже и виновата в этом «Единая Россия», но голосовать будут все равно за нее. Это результат той информационной ситуации, в которой находятся наши избиратели».
Несколько иной расклад прогнозирует профессор, заведующая кафедрой политических институтов и прикладных политических исследований факультета политологии СПГУ Ольга Попова. «Единая Россия», по ее словам, может рассчитывать на 42% наборах в ЗакС, «Справедливая Россия» - 15%, КПРФ – 12%, «Яблоко» - 5%, «Правое дело» - 2%, «Патриоты России» - менее 1%; порядка 30% не определились с тем, примут ли участие в голосовании. (Про ЛДПР - ни слова, - прим.ред.)
Явка на выборах составит примерно 55%, прогнозирует Солонников. Ожидать ситуации, аналогичной на выборах депутатов в "Красненькой речке" и Петроградском районе, где экс-губернатор Петербурга Валентина Матвиенко набрала более 90% голосов, не стоит, говорят эксперты, потому что на федеральных выборах власти не удастся так просто исключить партии из процесса.