"В последние два дня я только и делаю, что комментирую отсутствие моей подписи в протоколе Оскаровского комитета, выдвинувшего на главную награду Американской киноакадемии картину Никиты Михалкова "Цитадель". Чувствую себя просто каким-то эстрадным артистом, который без конца исполняет на бис один и тот же номер, - сказал председатель Российского оскаровского комитета и лауреат "Оскара" за фильм "Москва слезам не верит" Владимир Меньшов корреспонденту "Фонтанки". - Я предлагаю прекратить говорить об этом со мной. Мой поступок - это мое принципиальное решение, он ничего не изменит по сути. Оскаровский комитет является подразделением Российской киноакадемии, и я уверен, что ее президент, Владимир Наумов, документ о выдвижении "Цитадели" на "Оскар" подпишет".
Владимир Меньшов не скрывал раздражения - и, видимо, дело не только в назойливости журналистов. "Фонтанка" уже писала, что упомянутый Владимир Наумов решение Меньшова осудил. Ну а уж мнение самого Никиты Михалкова по поводу жеста Меньшова вряд ли будет неоднозначным. Так что принципиальный режиссер заслуживает не только уважения, но и глубокого сочувствия.
Впрочем, это далеко не первый принципиальный выпад российского оскароносца, приведший к скандалу. В апреле 2007 года на церемонии вручения премии "Кинонаграды MTV Россия" Владимир Меньшов, вскрыв конверт с результатами голосования, тут же бросил его на сцену со словами: "Я не буду вручать эту премию фильму, который позорит мою страну". Речь шла о картине Александра Ананесяна "Сволочи".
Особое мнение кинообозревателя "Фонтанки" Алексея Гусева о выдвижении на "Оскар" "Цитадели" Никиты Михалкова и невыдвижении "Елены" Андрея Звягинцева и "Фауста" Александра Сокурова, и о том, какие шансы на получение "Оскара" существовали у каждой из трех картин, читайте в разделе "Культурная столица" в ближайшее время.