На радость велосипедистам, в Петербурге начинается разработка концепции развития велодорожек. Для этого опросят посетителей велофорумов, а затем даже позаботятся о создании дневных и ночных парковок для двухколесного транспорта. И возможно, данная программа действительно будет воплощена – ведь собственный велик есть даже у губернатора Георгия Полтавченко.
Смольный решил подойти к созданию в городе велодорожек по-научному: комитет по транспортно-транзитной политике объявил конкурс на создание – ни много, ни мало – «Концепции по развитию велосипедного движения в Петербурге». Согласно документам, опубликованным на сайте государственного заказа, предполагается, что велодорожки, созданные в результате реализации концепции, горожане будут использовать не только для отдыха и занятий спортом, но и для «безопасного передвижения на велосипеде с деловыми целями».
В первую очередь подрядчик должен будет изучить опыт зарубежных стран, где на двухколесном транспорте ездят как топ-менеджеры, прокручивая в голове сделки на миллионы долларов, так и безработные, думая, где бы достать деньги на оплату многочисленных счетов. При этом особенное внимание компании, которой предстоит составлять концепцию, нужно будет обратить на то, существуют ли какие-то особенные правила движения по велодорожкам в западных странах.
После этого нужно будет провести опрос петербуржцев, чтобы понять, сколько сейчас велосипедов приходится на одного жителя и какова реальная интенсивность велосипедного движения. Правда, для этого, слава богу, представителям подрядчика не придется ловить в городе людей на двухколесном транспорте и на бегу спрашивать, с какой целью они обычно ездят на велосипеде, куда и какие проблемы в этой области они видят. Чиновники из комитета по транспортно-транзитной политике предлагают новаторский способ опроса – через Интернет.
Задавать вопросы нужно будет на основных велофорумах Петербурга, вроде сайта «ВелоПитер» или портала Veloroad.ru. Кроме того, специалистам компании-победителя придется зарегистрироваться на форумах не менее пяти питерских вузов, расположенных в разных районах города, и опросить их посетителей. Остается надеяться, что это способ анкетирования действительно будет репрезентативным.
На основе собранной информации исследователи должны будут определить, какие маршруты являются самыми популярными и составить карту велодорожек. Впрочем, еще до опроса можно предположить, что на этой карте будут основные центральные улицы, а также магистрали, ведущие из центра в спальные районы.
Планируется не только обустроить велодорожки, но и велопарковки, которые есть на Западе на каждом углу, а также места для ночного хранения двухколесного транспорта – видимо, в расчете на то, что в будущем люди будут приезжать в центр на метро, брать автомобиль на ночной стоянке, а затем отправляться к месту работы или учебы.
Смольный предлагает разработать и особые правила движения по велодорожкам, которые, скорее всего, будут иметь силу юридического документа. Наконец, разработчикам программы нужно будет продумать, как будет поддерживаться инфраструктура велодорожек в зимнее время, то есть кто будет убирать с них снег, каковы будут нормативы уборки и т.д. Подготовить концепцию нужно в сжатые сроки – до конца этого года; стоимость контракта – 4,2 млн рублей.
Отметим, что помощь в реализации концепции может оказать новый губернатор Георгий Полтавченко: как он сам две недели назад признался в Твиттере, велосипед у него есть, но кататься ему некогда. А потом, когда об этом написали СМИ, он в шутку написал одному пользователю: «Ну, теперь пусть ждут момент (журналисты. - Ред.), когда я на велосипеде прокачусь». Хотя ждать, что Георгий Полтавченко будет активно поддерживать этот проект, тоже не стоит: как он указал все в том же Твиттере, в первую очередь нужно организовать выделенные полосы для общественного транспорта, а не велодорожки.
Разговоры о создании в Петербурге инфраструктуры для нормального передвижения на велосипеде ведутся давно. Еще в 2008 году тогдашний губернатор Валентина Матвиенко, прокатившись на велосипеде от проспекта Культуры до проспекта Руставели, заявила, что город будет активно развивать инфраструктуру для двухколесного транспорта, а вскоре конкретные адреса для обустройства велодорожек обсуждались на заседании городского штаба по благоустройству. Однако, хотя с тех пор и прошло три года, а количество обособленных путей для велопрогулок можно пересчитать по пальцам, причем некоторые адреса вряд ли отнесешь к самым популярным, вроде участка Софийской улицы от Купчино до Колпино.
Андрей Захаров, "Фонтанка.ру"