Новые станции петербургского метро «Зоопарк», «Большой проспект-1» и др., конкурс на проектирование которых объявили в сентябре, будут значительно отличаться от уже существующих. Как выяснила «Фонтанка», по краю их платформ появятся стеклянные перегородки с автоматическими дверьми, которые ограничат доступ к путевым тоннелям. Открываться двери будут только по прибытию состава.
В сентябре комитет по транспорту объявил сразу три конкурса на проектирование восьми новых станций метрополитена – «Большой проспект-1», «Шкиперская», «Морской фасад» (Лахтинско-Правобережная линия), «Новокрестовская-2», «Ул. Савушкина», «Яхтенная», «Зоопарк» (Невско-Василеостровская), а также «Шуваловский проспект» (Фрунзенско-Приморская).
По своим конструктивным особенностям они схожи со станциями, построенными за последнее время: по большей части они будут глубокого заложения с островными платформами. Однако, как выяснила «Фонтанка», одно существенное отличие у них все-таки будет: планируется, что по всему краю платформ этих станций установят стеклянные ограждения, которые послужат естественным барьером между путевыми тоннелями и зоной ожидания поезда.
Для того, чтобы пассажиры смогли попасть в поезд, ограждение оборудуют автоматическими дверьми. Предполагается, что они будут открываться только тогда, когда у платформы остановится состав. Таким образом, по принципу работы эти станции станут похожи на станции закрытого типа, вроде «Маяковской» или «Петроградской», только в данном случае путевые тоннели отделят не бетонной стеной и черными металлическими дверьми, а стеклянными перегородками. Кроме того, если станции закрытого типа создавались из экономии, чтобы не тратить деньги на отделку боковых тоннелей, то здесь основная цель несколько иная – исключить возможность случайного падения пассажиров на рельсы, а также лишить самоубийц весьма популярного способа свести счеты с жизнью.
В всем мире такие заграждения, именуемые Platform screen doors, весьма распространены: их можно встретить в Германии, Франции, Великобритании, Китае, Бразилии и других странах. В России о необходимости установки подобных защитных экранов заговорили в 2009 году – тогда с соответствующим предложением выступила Генеральная прокуратура после мониторинга случаев травматизма в метрополитене.
Однако за два года такие конструкции не появились ни в одном городе России, где есть подземка. Предполагается, что, скорее всего, первой станцией, где смотреть на прибывающий поезд придется сквозь стекло, станет «Улица Горчакова» в московском метро. Там же, в Москве, разрабатывается отечественный аналог системы Platform screen doors – его созданием занимается ОАО «Московский механический завод №3». Как рассказал «Фонтанке» генеральный директор компании Виктор Афонин, в серийное производство ограждения еще не запущены: с конца апреля на предприятии ведутся испытания, в течение которых было совершено 40-50 тысяч циклов открывания-закрывания дверей.
Конструкция представляет собой рамы из нержавеющей стали, к которым прикреплены листы из прочного закаленного стекла. Высота опытного образца – 2,3 метра, однако, в случае необходимости, она может быть изменена, в зависимости от особенностей конкретной станции: как говорит Виктор Афонин, ограждения могут прорезать подземный вестибюль от пола до потолка свода.
Алгоритм работы системы следующий. Когда поезд подъезжает к станции, то специальные датчики сообщают, закрыты ли все двери или нет; если все в порядке, то состав останавливается у платформы, и перед пассажиром одновременно открываются две двери – вагона и стеклянного ограждения. Если же датчики показывают, что какая-то дверь открыта, то состав останавливается. Как говорит Виктор Афонин, по предварительным расчетам стоимость ограждения для одной стороны станции длиной в 170 метров обойдется примерно в 40 млн рублей.
Отметим, что, как говорят в петербургском метрополитене, устанавливаться стеклянные ограждения будут только на новых станциях. «Если их монтаж не предусмотрен в проекте, то существует опасность падения конструкций на пассажиров или на пути», – отметили в пресс-службе ГУПа. Именно поэтому мы не увидим их ни на «Адмиралтейской», ни на других станциях, работы по возведению которых сейчас заканчиваются: они проектировались задолго до инициативы Генеральной прокуратуры.
Андрей Захаров,
Фонтанка.ру