Страсбургский суд запретил российским наркополицейским устраивать провокации

528

Для сбора доказательств сбыта наркотиков правоохранительные органы не вправе использовать провокации. К такому выводу Европейский суд по правам человека пришел, рассмотрев дело «Банникова против России». Подробные разъяснения спорного вопроса в свете принятого решения распространил Верховный суд России.

Обратившаяся в Страсбург россиянка Банникова, осужденная за сбыт конопли, утверждала, что совершила преступление исключительно из-за подстрекательства со стороны агента-провокатора, работающего под прикрытием сотрудника ФСБ. Однако, вынося приговор, российские служители Фемиды, по ее мнению, должным образом не исследовали вопрос участия правоохранительных органов в совершении преступлении.

Европейский суд подтвердил верховенство прав человека: даже «общественный интерес не может служить оправданием для применения доказательств, полученных в результате подстрекательства со стороны полиции». Ранее Страсбургский суд уже отмечал, что в отличие от законных агентурных методов уголовного следствия, полицейские не вправе использовать провокации преступления с целью его изобличения. Ведь в таком случае подсудимый может лишиться права на справедливое судебное разбирательство.

Поэтому, разбирая подобные дела, суды обязаны проверять, «оставались ли представители государства, проводившие скрытую операцию, в рамках «фактически пассивного» поведения или вышли за его пределы, действуя как агенты-провокаторы».

Однако эти выводы не помогли самой гражданке Банниковой – в ее случае никаких нарушений Европейский суд не нашел. Выяснилось, что ныне осужденная готовила сделку по продаже наркотиков несколько месяцев, вела переговоры с потенциальным покупателем и посредником, в том числе делясь опытом проведения предыдущих продаж. А потому сотрудник ФСБ фактически лишь присоединился к уже к совершаемым преступным действиям и никак не мог их провоцировать.
Также Страсбургский суд констатировал, что российские служители Фемиды не нарушили прав подсудимой на справедливое разбирательство – агент-«провокатор» был подвергнут перекрестному допросу, в том числе с участием самой Банниковой.

Отметим, что, по данным управления Судебного департамента, за первую половину этого года петербургские суды рассмотрели более трех тысяч уголовных дел, связанных с незаконными действиями с наркотическими средствами и психотропными веществами (статьи 228-233 Уголовного кодекса РФ). Причем более 70% подсудимых согласились на так называемый особый порядок, признав вину в совершении вменяемого им преступления в обмен на возможное снижение меры наказания. Тогда как из отказавшихся пойти на такую «сделку» только один подсудимый был оправдан.

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close