В России, а конкретнее, в Петербурге изобретен очередной вечный двигатель. Автор Виктор Зотин дал ему говорящее название — ВВП, любезно предоставил «Фонтанке» чертежи своего устройства и обширное сопроводительное письмо, в котором популярным языком изложил принципы работы агрегата. Физики, ознакомленные с проектом, отнеслись к нему в высшей мере скептически, а психологи предсказали, что поток подобных идей в ближайшее время будет только расти.
ВВП (воздушно-водяной паровой) двигатель, по словам Зотина, относится «к так называемым Perpetuum mobile, или вечным (ВД)». Суть изобретения, как следует из письма, «может быть понята исключительно людьми свободными от неких научных догм и излишних теоретических знаний». Виктор Зотин пока «провел лишь экспериментальную часть проверки ВВП-двигателя на принципиальную работоспособность». Но, пользуясь схемой изобретателя, «каждый сильно желающий повторить эксперимент или изготовить промышленный образец, может получить возможность сделать это самостоятельно, тем самым исключив всевозможные споры о качестве (и наличии, прежде всего) полученных результатов».
Схема на самом деле проста до гениальности. В цилиндр, имеющий закрытый торец, устанавливают поршень «с возможностью его знакопеременного поступательного перемещения относительно цилиндра посредством шатуна, приводимого в действие коленчатым валом с установленным на нём маховиком, имеющим возможность вращения посредством применения стартерного механизма». В цилиндр также помещают жидкость, например, воду, но не конца — поршень не должен соприкасаться с ее поверхностью в нижней точке, верхняя часть заполняется газом (воздухом). При запуске стартера поршень начинает движение вверх-вниз, но когда он движется вниз, газ, находящийся в цилиндре, сжимается, нагревается, взаимодействует с поверхностью воды, охлаждается и конденсируется и при этом «наполняет кинетической энергией стартер». Когда поршень идет вверх — газ расширяется и охлаждается. Схема вызывает некоторые ассоциации с принципами работы медицинского шприца. Но автор от подобных сравнений далек.
«Мир устроен так, что все простые решения тщательно скрыты от глаз учёных», - объясняет он причину, по которой человечество до сих пор не додумалось до изобретения вечного двигателя. И поясняет свою мысль на примере развития самолетостроения. «Относительно авиации человечество поступило достаточно мудро, обойдя основной закон, гласящий, что предмет тяжелее воздуха летать не может. В связи со сложностью явления было принято решение – пусть оптимисты считают, что самолёт летит, а пессимисты, что он падает, - рассуждает он. - Учёным же в этом вопросе была передана функция подведения некой теоретической базы, поскольку надо было как-то объяснить непонятное противоречие теории и практики». «Надо отметить, что они с честью выполнили общественное поручение и, пристегнув к теме Жуковского, аптекаря Бернулли (которые ни сном ни духом) и пр., запутав ситуацию до такой степени, в которой все вопросы можно было объяснить, и божественной силой в том числе», - заключает он.
Впрочем, открыть вечный двигатель, по мнению Зотина, человечеству мешали и чисто экономические причины. В первую очередь в том, чтобы открытие не состоялось, был заинтересован изобретатель двигателя парового. «Джеймс Уатт и его последователи из эгоистических побуждений (а кто их осудит, люди делали деньги доступным им способом) похоронили идею создания ВД на длительный срок, - рассказывает Зотин и переходит к современным реалиям, - с тех пор началась кровавая битва за энергоносители, обеспечившая 2 Мировые войны, и того и гляди способная развязать 3-ю».
Впрочем, автор не щадит и самого себя. «Мне необходимо честно признаться, что я не ставил перед собой цели облагораживания человечества, поскольку эта задача не решается отдельным человеком, каким бы талантом он ни обладал, и какой бы иерархический пост ни занимал», - заявляет изобретатель и предупреждает: «Нет никаких сомнений в том, что моё изобретение способно перевернуть представление человечества о средствах достижения финансового благополучия отдельных стран и даже континентов, причем не совсем положительным образом. Внутренние сомнения в необходимости публикации изобретения в настоящий момент мною преодолены, поскольку я считаю, что изобретение витает в воздухе, и не объяви о нём я сейчас, нет уверенности, что через год оно не придёт в голову кому-либо ещё».
Правда, отмечает Зотин и проблемы, которые может вызвать его изобретение, но считает, что его, как творца, такие соображения останавливать не должны. «Как гражданин РФ я осознаю, что Россия, являющаяся поставщиком энергоносителей во многие страны, может потерпеть определённые издержки по причине падения мировых цен на энергоносители. Но считаю, что это трудности правительства РФ, и оно само должно решать свои проблемы, поскольку все свои я решаю сам и, по закону, имею право распоряжаться своими изобретениями по своему усмотрению», - категоричен изобретатель. «Пользуясь свои правом интеллектуальной собственности, объявляю о сути своего изобретения на дату публикации», - заявляет Зотин. И прилагает стихи, опубликованные на сайте Стихи.ру «для получения электронного приоритета».
Кроме редакции «Фонтанки», такие же письма были направлены в Курганский государственный университет и Институт проблем химической физики РАН в Черноголовке. Связаться с Курганом не удалось из-за разницы во времени, а в ИПХФ этого обращения пока не получили. Но вопросу корреспондента «Фонтанки» физики не удивились. «К нам постоянно приходят такие письма, - пояснили в институте, - нельзя сказать, чтоб их было очень много, но они постоянны». Рассказать о судьбе этой корреспонденции в институте не сумели. «Не знаем, что с подобными письмами делают, - честно признались ученые. - Кажется, они как приходят, так и уходят в корзину».
По мнению доцента кафедры политической психологии СПбГУ Александра Конфиссахора, в том, что количество изобретателей разного рода «вечных двигателей» неуклонно увеличивается, нет ничего удивительного. «Общество сейчас находится в полном разброде, шатании, везде перестали присутствовать авторитеты, - поясняет он. - Страна теряет многие позиции, а потенциал людей не востребован. Никто не хочет нас слышать, никто не интересуется нашим мнением — достаточный пример то, что мы не можем даже выбирать себе губернатора».
«Поэтому растет неудовлетворенность, но, когда человек не может реализовать себя, он для компенсации выходит в другие области. Но возможностей для самореализации нам оставили очень мало, на политику наложено полное табу, поэтому единственное, что более или менее разрешено — это создавать фантастические миры, - считает Конфиссахор. - Проще говоря: когда люди не могут жить так, как им хотелось бы, они начинают пытаться создать невозможное, изобретать «вечные двигатели» - в той или иной форме».
Психолог уверен, что в помощи клиницистов изобретатели «вечных двигателей» не нуждаются. «Это — вполне нормальные, разумные, вменяемые люди, - считает Конфиссахор. - И пусть они лучше занимаются изобретениями, а не переходят к каким-либо асоциальным проявлениям».
Надо отметить, что Виктор Зотин уже получил в Петербурге некоторую известность в феврале этого года, когда принял участие в конкурсе на лучший метод по борьбе со снегом во дворах, организованный центром «Инновация» (создан при агентстве по промышленным инвестициям, подразделении КЭРППиТа) по заказу администраций Фрунзенского и Кронштадтского районов. Изобретатель предложил обратить внимание на... шерсть собаки (да и на любые другие меха, в том числе на шубки и шляпки), которые не подвержены обледенению, поскольку мех «постоянно электризуется, происходит сухое испарение льда, минуя жидкую фазу».
К слову, две последние петербургские зимы оказались благодатным полем для творчества многих технических гениев. После знаменитого предложения губернатора (теперь уже — экс) Валентины Матвиенко «сбивать сосульки лазером» появилась масса инновационных идей по уборке наледи с крыш. Инноватор из Красноярска Вадим Наливкин, известный в родном городе как автор 3000 изобретений (в их числе и самоотжимающейся «чудо-швабры»), принял призыв близко к сердцу и собрал свою лазерную установку против сосулек из обычного фонарика и лазера из старого дисковода DVD-RW.
Отозвались на проблемы Петербурга и участники «Зворыкинского проекта» (в нем участвует и Вадим Наливкин), обещающего «возможность каждому молодому человеку стать успешным и богатым через коммерциализацию своих инновационных идей и проектов». Так, команда конструкторов из Томска, ЗАО «Технология Маркет» уже разработала инновационные шестеренки для серийного оснащения Ё-мобилей.
Правда, во многих случаях едва ли приходится говорить об изобретательстве из любви к искусству. Практика показывает, что правильное применение своего рационализаторского таланта способно приносить очень неплохие доходы. Например, полезная модель №75399 «транспортная магистраль мегаполиса» может быть востребована при проведении конкурсов на создание выделенных полос для общественного транспорта. Как уже писала «Фонтанка», эта модель разработана коллективом авторов, в состав которого входят два бывших председателя КБДХ – Владимир Антонов и Олег Виролайнен, а также другие, тоже довольно известные, персонажи - бывший начальник дорожно-мостового управления КБДХ Валентин Николаевич Щемелев, экс-глава комитета по транспорту Александр Макарович Дацюк и ныне действующий начальник УГИБДД по Петербургу и Ленобласти Сергей Иванович Бугров. Так что иногда творчество приносит вполне материальные плоды.
Кира Обухова,
Фонтанка.ру