Неожиданным для многих результатом завершилась работа коллегии присяжных в громком уголовном деле проректора Полярной академии Владимира Лукина, обвинявшегося в приготовлениях к убийству руководителя этого же вуза Кермен Басанговой (на тот момент беременной). Народные судьи проголосовали за невиновность Владимира Лукина, что может позволить ему обратиться с иском о выплате компенсации за незаконное уголовное преследование. Его адвокат Александр Афанасьев уже объявил о таком намерении. Ректор Полярной академии сдаваться не намерена и обещает подать жалобу в Верховный суд РФ.
Этому резонансному процессу предшествовала история, ставшая достоянием не только городских, но и федеральных СМИ. Напомним, 21 апреля 2009 года ожидавшая ребенка Кермен Басангова вышла из здания академии на Воронежской улице (во Фрунзенском районе) и подошла к своей автомашине. К ней подбежал перевербованный милиционерами киллер и сделал вид, что наносит женщине удары ножом. После чего товарищ Басанговой, который был посвящен в детали мероприятия, немедленно увез ее в больницу. Правоохранительные органы объявили о «смерти» жертвы чудовищного преступления, тем более чудовищного, что ректор находилась на девятом месяце беременности.
Уже через пару часов после «театрализованного представления» возле здания академии сыщики отдела по раскрытию заказных убийств ГУВД задержали 21-летнего Михаила Жаворонкова. Его взяли сразу же после передачи 400 тысяч рублей наемному "киллеру". Сам Жаворонков являлся водителем непосредственно Басанговой и состоял в штате вуза. Другая группа сотрудников задержала его отца, 53-летнего Владимира Жаворонкова, также работавшего в академии, но в должности начальника отдела по хозяйственно-материальному обеспечению.
Через некоторое время под предлогом немедленной проверки в академии в кабинеты ГУВД на Суворовский проспект были вызваны многие преподаватели заведения. В том числе и первый проректор академии 70-летний Владимир Лукин, который после опроса был задержан. Ему и другим задержанным было предъявлено обвинение в подготовке убийства беременной женщины, все они были арестованы.
Отец и сын Жаворонковы пошли на сделку со следствием, решив признать себя виновными в приготовлениях к убийству и дать показания, изобличающие в аналогичном преступлении проректора Полярной академии Лукина. В результате горсуд признал обоих Жаворонковых виновными и приговорил каждого к 6 годам 8 месяцам условного лишения свободы. Также суд обязал каждого из осужденных выплатить Кермен Басанговой (к тому времени благополучной ставшей матерью) по 500 тыс. рублей.
Этот приговор мог бы сыграть ключевую роль в деле Владимира Лукина, если бы он не заявил ходатайство о суде присяжных. Дело в том, что при вступлении в законную силу приговора Жаворонковых в процессе Лукина, слушай его профессиональный судья единолично, прокуратуре бы не понадобилось доказывать обстоятельства преступления – они, согласно закону, считались бы уже установленными.
Сторона обвинения озвучила перед народными судьями первые показания подсудимого о признании вины, которые были сделаны фактически сразу же после задержания. Были представлены два ключевых свидетеля - отец и сын Жаворонковы, изобличавшие Лукина. А также материалы, свидетельствующие о наличии у проректора мотива устранить Кермен Басангову. Она, вступив в декабре 2008 года в должность руководителя Полярной академии, начала проверку финансово-хозяйственной деятельности вуза, которая могла вскрыть нарушения Лукина.
Защита избрала другую позицию: адвокат Александр Афанасьев вместе со своим клиентом соглашались с тем, что какой-то заговор против новой начальницы Полярной академии мог быть – не зря же есть приговор в отношении технического организатора этого преступления Жаворонкова. Однако вина Владимира Лукина в приготовлениях к убийству Басанговой, как настаивала защита, ничем не подтверждается. Сама Басангова в прениях перед присяжными заявляла, что у нее нет никаких сомнений в том, что Лукин желал ее устранения.
Ожидание вердикта накалило и без того напряженную атмосферу. Группа сотрудников академии, поддерживающих проректора, вела себя нервически возбужденно. Да и остальные участники процесса пребывали «в повышенном тонусе».
Народные судьи, посовещавшись, пришли практически к «соломонову решению». Они единодушно признали доказанным событие преступления: да, Кермен Басангову готовились убить. А затем большинством голосов присяжные оправдали Владимира Лукина. Судя по реакции участников процесса, вердикт произвел на них ошеломляющее впечатление.
«Это неожиданность для меня: логика присяжных потрясает! В деле есть факты, которые подтверждают вину Лукина, все эти материалы были представлены присяжным: тот же первый допрос, где он говорит о передаче денег техническому организатору Жаворонкову; у него был мотив – я запретила в академии всю несанкционированную предпринимательскую деятельность», - удивляется Басангова. Но она не намерена опускать рук и собирается подавать кассационную жалобу в Верховный суд РФ. «Можно воровать и при удачном стечении обстоятельств тебе за это ничего не будет? Я пресекла воровство, но люди ушли от наказания. Мы вот ругаем правительство и президента, но про себя забываем – гадим сами себе. Я сломала порочную систему, у меня нет воровства и коррупции, у меня здоровый вуз. Но люди не готовы! Что ж потом удивляться, что молодые и перспективные уезжают за границу?!» - размышляет Басангова.
Зато защита сегодня празднует победу. Адвокат Александр Афанасьев считает, что ему удалось вызвать у присяжных добрые чувства к подсудимому. И обращает внимание на провал оперативно-розыскных мероприятий: по его словам, натыканные везде микрофоны не зафиксировали доказательств причастности его клиента к заговору Жаворонковых. Александр Афанасьев не сомневается, что в приговоре будет звучать фраза о праве Владимира Лукина на реабилитацию: «Мы обязательно им воспользуемся, но говорить о размере суммы пока не готовы».
Отметим также, что Владимир Лукин еще до вердикта присяжных начал добиваться восстановления на работе через гражданский суд.
Алексей Михайлов,
Фонтанка.ру