Ученые Герценского университета по заказу Смольного подготовили для полицейских Петербурга учебное пособие, название которого говорит само за себя - «Петербургский полицейский. Основы толерантного поведения». Написанное понятным даже для пятнадцатилетнего подростка языком, оно призвано просветить блюстителей порядка относительно этнической ситуации в Петербурге, а также научить элементарным правилам обхождения с представителями различных национальностей.
Ученые Герценского университета по заказу Смольного подготовили для полицейских Петербурга учебное пособие, название которого говорит само за себя - «Петербургский полицейский. Основы толерантного поведения». Написанное, по признанию одного из авторов этого труда профессора кафедры теории и истории культуры вуза Ларисы Никифоровой, понятным даже для пятнадцатилетнего подростка языком, оно призвано просветить блюстителей порядка относительно этнической ситуации в Петербурге, а также научить элементарным правилам обхождения с представителями различных национальностей.
Судя по содержанию методички, авторы труда полагают, что полицейские в Петербурге не имеют понятия даже о вполне элементарных вещах. Так, например, они не знают, что прозвища «америкосы», «французишки» или «чурки» звучат, по меньшей мере, унизительно, и что в своей речи желательно использовать только «вежливые языковые маркеры», как то: «простите», «разрешите Вас перебить», «пожалуйста».
Без помощи методички, в частности, полицейским не удалось бы уяснить, что нельзя показывать неприличные жесты, размахивать руками, а в «общении с гражданами проявлять личной заинтересованности в каких-то действиях за исключением заинтересованности в выполнении профессиональных стандартов» (последнюю фразу, очевидно, следует читать так: «нельзя брать взятки»).
«Складывается ощущение, что полицейские берут взятки, потому что не знают, что их нельзя брать», - листая страницы издания, возмущался в разговоре с «Фонтанкой» бывший сотрудник правоохранительных органов. «Да и отчего они будут читать то, что имеет интонацию обращения к ним как к дебилам или детям? - сетует он. - Со страницы 58 по 81 им читают скучную лекцию, кратко заключающуюся в том, что не надо ржать над национальным нарядом, если он вас смешит. Такое позволяли себе только замполиты в СССР».
Первая половина пособия целиком посвящена описанию того, какие общины есть в Петербурге (татарская, грузинская, армянская и прочие). К примеру, благодаря этой брошюре рядовой сержант милиции теперь может узнать, что татарская община существовала с первых лет основания города, что татары овладели многими профессиями, что их традиционный праздник — Сабантуй, а местом совершения религиозных обрядов является Соборная мечеть. В общем-то, информация, которую без труда можно найти в течение минуты в Google. Было бы желание.
По настоящему живым пособие делают только найденные в открытых источниках фрагменты интервью с гражданами и полицейскими, свидетельствующие о существующих в обществе, и Петербурге в частности, точках напряжения.
«Уже было несколько случаев у меня, когда приходилось откупаться от ментов, которым по барабану, что у меня все документы нормальные. Они все равно придумают повод, как денег выцыганить», - говорит уроженец Узбекистана. «Милиционеры живут с нас. Собирают деньги, как дань с неграмотных таджиков. Просто зарабатывают так», - сетует работающий водителем маршрутки таджик. «Когда нашему командиру шлея под хвост попадет: вынь да положь ему нелегалов, я знаю, какие адреса обойти», - признается 33-летний лейтенант.
Профессор Лариса Никифорова объясняет, что учебное пособие - это конкретный заказ от городского комитета по внешним связям, а корень решения проблемы зарыт гораздо глубже. «Одним изложением правил не обойтись, да и вообще, эту проблему не в лоб нужно решать, - признается ученый. - Нужны многосторонние усилия. Это - и вопросы миграционной политики, к стратегиям которой полицейские лично никакого отношения не имеют, и сложившиеся практики перераспределения социальных и экономических ресурсов, и проблема культуры города в целом. Толерантное поведение можно рассматривать как способ решения системных проблем на индивидуальном уровне. Это не панацея, но и без нее не обойтись. Мы пытались объяснить сложные вещи простым языком и дать тем, кто нуждается в этом, какие-то рекомендации относительно того, как вести себя в определенных ситуациях».
Директор Российского этнографического музея Владимир Грусман не сомневается в полезности любого методического пособия. «Какие-то азбучные истины должны быть изложены на бумаге, - говорит Грусман. - Вот ситуация: выступает представитель МВД и спокойно в своей речи употребляет термин «гастарбайтер». Но гастарбайтерами германские фашисты называли военнопленных Красной армии, которые работали в концлагерях. И у меня часто возникает вопрос: а может ли чиновник пользоваться вообще этим фашистским термином? Тем более, что это люди, приезжающие из республик, которые входили ранее в состав Советского Союза. На Кавказе смеются над часто звучащей в России формулировкой «лицо кавказской национальности», потому что нет такой национальности! Толерантность начинается с просто взаимопонимания, соблюдения элементарных гражданских приличий. Единственное, что я не слышал, чтобы Герценский университет занимался этой проблематикой».
Екатерина Гвоздева, «Фонтанка.ру»