Бесплатной эвакуации жить осталось совсем недолго. Расходы на транспортировку и хранение задержанных транспортных средств власти Петербурга собираются оплачивать до середины следующего года. Потом автолюбителям придется вспомнить о былых временах, когда за парковку не на том месте приходилось отдавать не несколько сотен, а несколько тысяч рублей.
Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко подписал постановление, которое четко определило сроки действия бесплатной эвакуации в городе. Согласно документу, городские власти продлевают договоры, заключенные с частными подрядчиками, на транспортировку и хранение задержанных за неправильную парковку машин. Соглашения с частниками, которые будут действовать на 1 ноября 2011 года, останутся в силе и потом. Соответственно, фирмы смогут получать субсидии за свою работу. Но только до 30 июня 2012 года.
С 1 июля, согласно новой норме российского законодательства, опыт, хорошо известный петербургским автовладельцам, будет распространен на всю страну. Вернется платная эвакуация. То есть платить за все придется водителям, а не бюджету.
Причем, как сообщалось, законодатель не установил четких тарифов, определяющих стоимость труда эвакуаторщиков и цену часа простоя машины на спецстоянке. В результате Петербург может вернуться к тому, с чего начинал до 2009 года: когда высокие цены на эвакуацию заставляли компании, отвечающие за освобождение улиц от неверно припаркованных машин, буквально охотиться за транспортными средствами в стремлении заработать как можно больше. Ситуация доходила до абсурда, когда горе-эвакуаторщики грузили на свои машины автомобили, в которых были дети.
Стоимость эвакуации в Петербурге была вдвое больше, чем ставка за ту же самую услугу в Москве, — 3,8 тысячи против 2 тысяч рублей. Однако, когда платную эвакуацию отменили и за освобождение улиц от машин стал платить город, цена задержания одного транспортного средства резко снизилась. Смольный, как оптовый заказчик услуги, согласился платить компаниям только 1,2-1,5 тысячи за единицу эвакуированного транспорта.
Более того, власти ввели квоту на расходы по задержанию автотранспорта. Ежегодно на эти цели стали выделять не более 200 млн рублей, тогда как потребность оценивалась экспертами Смольного в 500 млн рублей. Доходы эвакуаторщиков упали, их пыл заметно поутих, особенно когда стало очевидно: их прогнозы "Петербург встанет из-за огромного количества нарушающих правила парковки" не сбылись. С тех пор увозить на штрафстоянки стали только те машины, которые реально мешают дорожному движению или уборке магистралей.
Впрочем, в защиту платной эвакуации тоже приводятся весомые доводы. И самый очевидный - все городские налогоплательщики не должны оплачивать административные правонарушения отдельных автовладельцев.
Правозащитники же в ответ вспоминают, что городские власти должны были бы предоставить автомобилистам альтернативу парковки в неположенных местах — строительство новых парковок. При наличии необходимой инфраструктуры можно было бы вводить не только плату за эвакуацию, но и внедрять плату за парковку в центре города, о которой грезят власти.
Отметим, что с инициативой узаконить плату за эвакуацию частных автомобилей в прошлом году выступила экс-губернатор Петербурга Валентина Матвиенко. Госдума поддержала. Соответствующий законопроект был принят народными избранниками в апреле 2011 года. Официально взимать плату с автомобилистов за задержание и хранение авто на спецстоянке в регионах смогут с 1 июля 2012 года.
Более того, напомним, в пакете мер, ужесточающих ответственность за неправильную парковку, были также приняты поправки в КоАП. Для автомобилистов Москвы и Петербурга подорожали штрафы за стоянку не по правилам. За остановку или стоянку транспортных средств на трамвайных путях либо далее первого ряда от края проезжей части автовладелец заплатит 3000 рублей, остановку на мосту, путепроводе и под ним оценили в 2,5 тысячи рублей, за стоянку на пешеходном переходе новый штраф составил 3 тысячи.
В итоге несложно подсчитать, что уже 1 июля следующего года некоторые автолюбители смогут недосчитаться в своих кошельках сразу 6,5 - 7 тысяч рублей.
Маша Могилевская, «Фонтанка.ру»