Президент России Дмитрий Медведев на встрече с работниками НИИ Скорой помощи имени Джанелидзе сделал важное, но лишь косвенно касающееся медицины заявление. Было объявлено, что Минздравсоцразвития совместно с Минобрнауки разработало четырехсторонний контракт, согласно которому молодые специалисты должны будут определенное время работать по профессии.
На встрече президента Дмитрия Медведева с медицинской общественностью на базе одного из крупнейших научно-исследовательских медицинских институтов поднималось множество вопросов. Большинство касалось модернизации системы здравоохранения страны и сильно напоминало обсуждение уже предпринятых шагов по всеобщему оздоровлению. Однако одно заявление выбилось из заданной канвы.
Катализатором послужило выступление заведующей кафедрой иммунологии и клеточных биотехнологий Балтийского федерального университета имени Канта Ларисы Литвиновой: в Калининграде молодые специалисты — выпускники вузов - надолго не задерживаются и не имеют особого желания работать по специальности. «Пора заканчивать с иждивенчеством, - вышел из себя президент. - Необходимо заключать контракты с тем, чтобы люди работали по профессии по окончании вуза. Во всем мире либо образование платное, либо приходится отрабатывать. Я не говорю о крепостном праве, нормально, если человек будет работать по профессии 3 - 5 лет».
Возвращение к системе распределения в России, по словам Дмитрия Медведева, невозможно. А вот введение системы контрактов для поступающих в вузы — вполне реально: либо, окончив бюджетное отделение, ты работаешь по профессии, либо отдаешь деньги, затраченные на твое обучение. «Я не говорю о крепостном праве, - добавил он. - Никто не будет обязан, закончив вуз, 20 лет работать, например, в НИИ имени Джанелидзе. Речь идет о работе по профессии в течение 3 — 5 лет. Уволиться можно будет в любой момент, хоть на следующий день, но после этого нужно будет оплатить свое образование».
Но удивительно даже не это заявление, а реакция Министерства здравоохранения и социального развития: оказывается, соответствующие четырехсторонние контракты (скорее всего, речь идет о студентах, вузе, потенциальном работодателе и профильном министерстве) уже разработаны совместно с Министерством образования и науки. Возможно, в ближайшее время документы даже будут направлены на утверждение правительству страны.
Представители вузовской общественности услышали об этой идее впервые (она до сих пор не обсуждалась ни с представителями вузов, ни со студентами). «Мне кажется, что не все в этой идее однозначно, у человека может оказаться меньше выбора. С точки зрения государства, эта мера кажется достаточно популярной, с точки зрения личности — вряд ли. В любом случае нужно смотреть документы, возможно, в них прописаны ответы на возникающие вопросы», - заявил корреспонденту «Фонтанки» глава совета ректоров вузов Петербурга Владимир Васильев.
Директор программы «Развитие социальных исследований образования в России», заместитель директора НИУ-ВШЭ в Петербурге Даниил Александров заявил «Фонтанке», что вряд ли такая идея реализуема. «В России высшее образование получает больше половины населения. В 17 лет ребенок, как правило, еще не может сказать, кем он будет в 30 лет, и во всем мире это понимают. Для этого и существует Болонский процесс — за 3 — 4 года человек получает базовое образование, а уже потом определяется со своим выбором. Нам нужны врачи и другие специалисты, которые делают свой выбор осознанно, а не со страху перед армией», - отметил он, добавив, что достаточно логичным и, возможно, оправданным будет, если государство решит заключать контракты с теми, кто уже закончил начальную ступень высшего образования (сейчас это бакалавриат) и выбрал профессию после этого.
Мария Цыганкова,
Фонтанка.ру