Перечень поручений по результатам встречи президента с руководством МВД, который появился 8 ноября на официальном сайте первого лица, в буквальном смысле шокировал как самих сотрудников органов, так и экспертов. По сути, результатом рядовой встречи стало фактическое признание нескольких пунктов начатой Медведевым два года назад реформы ошибочными и необходимыми к исправлению. В частности, на субъекты Федерации теперь опять возлагается финансовая ответственность за работу подразделений общественной безопасности, а на МВД — забота о нетрезвых гражданах. И это, полагают многие, лишь начало.
Более двух недель потребовалось главе государства, а вернее его аппарату, чтобы составить перечень поручений по итогам встречи с руководящим составом МВД. Сама встреча, напомним, состоялась 22 октября в Твери. Официально темой для общения с министром и его замами стало социальное обеспечение сотрудников полиции, а также дальнейшие шаги по реформированию МВД. Вот с шагами, судя по поручениям, у президента и возникли проблемы.
В частности, регионы не успели скинуть с себя ярмо помощи региональным управлениям МВД. Так, на одном из заседаний правительства Санкт-Петербурга было объявлено, что бюджет освободился от обязательств перед ГУ МВД по Петербургу и области на сумму в 7 миллиардов рублей. Но, судя по опубликованному перечню, местные власти рано радовались. Так, Дмитрий Медведев потребовал до 30 декабря 2011 года рассмотреть вопрос «о порядке финансирования расходов, связанных с реализацией возложенных на полицию обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов».
Помимо этого побоку пошла и позиция об освобождении сотрудников органов внутренних дел от непрофильных функций. Например, в регионах вывели из подчинения полиции медвытрезвители и отдали Минздравсоцразвития. При этом проблемы с нетрезвыми гражданами все равно приходилось решать сотрудникам полиции, в итоге либо оставляя их в качестве угрозы трезвым горожанам, либо тратя время на проводы до дома.
Сейчас же президент потребовал от МВД и Минзравсоцразвития выдать совместные предложения по порядку и условиям оказания медицинской помощи лицам, находящимся в общественных местах в тяжелой степени опьянения и утратившим способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке. Как говорят эксперты, скорее всего, эти предложения будут о совместном использовании уже существующих медвытрезвителей. А вскоре речь пойдет и об открытии новых.
Примерно такая же ситуация сложилась на местах и в результате сокращения раздутых, по мнению Медведева, штатов органов внутренних дел. Прошедшее сокращение (которое в рамках поручений обернулось для регионов головной болью - необходимостью трудоустроить всех уволенных) привело лишь к тому, что сейчас подразделения в частном порядке просят руководство выделить дополнительные ставки для участковых, оперов угро и патрульно-постовых. И руководство, видя кривые цифры статистики, вынуждено идти им навстречу. Потому что, несмотря на декларации, «палочную» систему в МВД фактически не отменили.
Возвратом к прошлому назвали эксперты и инициативу о введении упрощенной формы досудебного производства по преступлениям небольшой и средней тяжести. Подобное особое процессуальное производство впервые применялось в правоохранительной системе нашей страны еще в 30-е годы 20-го века. Затем оно получило распространение в 60-е годы. И вот Медведев желает возродить его вновь.
Из поручений, которые могут прийтись по вкусу сотрудникам органов внутренних дел перед профессиональным праздником, - вопрос о возможности изменения предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений при их приобретении для МВД России. Правда, это не поручение о снижении стоимости жилья для профессиональной группы, а именно рассмотрение возможности. Но хоть что-то.
Медведевская реформа МВД все больше носит формальный характер, полагают специалисты. И правы были те, кто предлагал просто пересидеть сложный период, продолжая выполнять свои профессиональные обязанности. Всем остальным список поручений показал одно — реформа провалилась.
Татьяна Востроилова, «Фонтанка.ру»