Сейчас

-3˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

-3˚C

Пасмурно, Небольшой снег

Ощущается как -7

3 м/с, ю-в

750мм

92%

Подробнее

Пробки

3/10

Есть такой опер

1526
ПоделитьсяПоделиться

Судья Горсуда, вынесшая недавно приговор насильнику несовершеннолетней девушки, направила в адрес Михаила Суходольского частное представление. В нем она просит отметить профессионализм Станислава Игнатьева - оперативника, задержавшего преступника. Сам факт подобного представления — редкий случай в российском судопроизводстве. Еще реже у журналистов появляется повод написать что-то доброе о сотрудниках внутренних дел.

Приговор, вынесенный 24-летнему Илье Игнатьеву  за изнасилование юной жительницы Зеленогорска, нашел свое отражение лишь в нескольких скупых сообщениях СМИ. Равнодушно журналисты отреагировали и на тот факт, что задержал насильника оперуполномоченный уголовного розыска Станислав Игнатьев, оказавшийся в нужное время в нужном месте. Пожалуй, единственным человеком, который смог по достоинству оценить поступок милиционера, стала судья Горсуда Ольга Граудинь, рассматривавшая дело. Приговорив одного Игнатьева к 12 годам колонии, судья вынесла частное представление в адрес начальника ГУ МВД Михаила Суходольского по поводу «героических и профессиональных действий» его однофамильца.

Лучшего повода для написания материала в канун профессионального праздника нарочно не придумать. Предложение «Фонтанки» помочь с формированием положительного облика сотрудника полиции было встречено полицейскими начальниками «на ура». Так что оперуполномоченному уголовного розыска 81-го отдела полиции Игнатьеву не оставалось ничего иного, как согласиться на встречу с корреспондентом. Единственной от руководства Курортного ОМВД была только просьба, чтобы формируемый облик не был приторно-сладким в духе «эпохалок» про советскую милицию. Как назло, 24-летний герой публикации - добродушного вида здоровяк, искренне не понимающий ажиотажа вокруг его персоны. «На моем месте так поступил бы каждый», «он не мог поступить иначе» - эти избитые штампы, как ни странно, вполне органично звучат в стенах милицейского кабинета.

ПоделитьсяПоделиться



О событиях годичной давности Станислав Игнатьев рассказывает скупо. 5 октября он с друзьями отмечал свой самый главный праздник — День уголовного розыска. В тот же день ему было присвоено звание старшего лейтенанта. Ближе к ночи он с парой приятелей, не имеющих отношения к полиции, оказался в центре Зеленогорска. Подбежавшая девушка поначалу просто попросила помочь избавиться от докучливого поклонника. И только когда мужчина отошел на несколько метров, начала биться в истерике, говоря об изнасиловании. Друзья остались утешать потерпевшую, а Стас бросился в погоню. Как говорит, в тот момент не думал ни о профессиональном долге, ни о раскрытии преступления, действовал инстинктивно. Догнал. Подсечка. Злодей упал, затем резко поднялся. Достал опасную бритву. У Игнатьева в руках - бутылка лимонада. «Ну, правда лимонад, - отвечает на иронию оперативник, - самому смешно». Шипучкой плеснул противнику в лицо, ударом повалил на землю. Своевременный наряд ППС зафиксировал браслеты на запястьях задержанного.

О том, что задержанный не только однофамилец Стаса, но и родился с ним в один день, год и месяц, «хороший» Игнатьев узнал позже. Равно как и том, что тот уже был судим за изнасилование, что находился в розыске, что последняя потерпевшая была еще и ограблена, а также о том, что нынешнюю свою 16-летнюю жертву он собирался вывезти в лес и убить. О задержании преступника Игнатьев-полицейский говорит как о чем-то обыденном, особого геройства в нем не видит. «Любой мужчина, если он видит, что кто-то в беде,  должен вступиться. А что, оставлять девушку в беде, мол, я не милиционер, не хочу с ним связываться, так, что ли? Это же неправильно», - говорит он и, похоже, искренне не догадывается, что 90% современных мужчин просто прошли бы мимо.

Оперуполномоченным уголовного розыска в родном Зеленогорске Станислав Игнатьев работает 4 года. Наверное, выбор его профессии был предопределен. Отец 16 лет патрулирует улицы постовым, сестра — сотрудник Пушкинского УМВД — замужем за сослуживцем. Сколько себя помнит, живет в милицейском общежитии. Реформа МВД коснулась его напрямую — зарплату снизили с 15 до 13 тысяч рублей. Но верит, что в 2012 году ситуация изменится. В этом ожидании нового он с коллегами работает по старинке, отсутствие технического оснащения заменяет смекалка, пустой желудок утоляет чувство юмора. После сокращения штатов в уголовном розыске 81-го отдела вместо 7 человек осталось трое — двое оперов, один замначальника по линии УР. Только официально население обслуживаемой территории — 30 тысяч человек, фактически цифра выше на несколько порядков из-за большого количества гастарбайтеров и беглых преступников. Они же и совершают львиную долю преступлений.

К новому названию — полицейский — Игнатьев относится равнодушно. «Нас как ни назови, мы как работали, так и работаем, мы мзду не берем, нам за державу обидно, - и снова штамп звучит естественно. - У нас на двоих получается один выходной, как хочешь, так его и проводи. Ушел на выходной, поспал до часу, пришел сюда доделывать свои материалы, времени вообще не хватает ни на что». Неизбежное слово «коррупция» вызывает у оперативника усмешку. «Если сотрудник полиции, к тому же офицер, да еще из уголовного розыска, то сразу торгует наркотиками, крышует проституток, автосервисы, - это все фильмы, ничего такого не было и не будет, - говорит он. - Это, может быть, где-то один человек попался на 100 рублях, которые ему бабулька принесла, и в это время его сработало УСБ, это единичный случай. Мы последние деньги вкладываем в бензин, а вы говорите - коррупция. Коррупцию придумали бабули, которые недовольны нашей политикой, и наркоманы, которых сажают честные, добропорядочные сотрудники полиции».

Если бы то же самое сказал звездный генерал, его слова ничего кроме тошноты, не вызвали бы. Старший лейтенант Игнатьев верит в то, что говорит. А главное - ему веришь. В начале интервью в кабинет уголовного розыска периодически заглядывают коллеги Стаса, бросают реплики, уходят. К середине беседы они прочно закрепляются на «месте происшествия» - общаться с «настоящим журналистом» для них необычно, а потому интересно. Главный герой представляет своих сослуживцев: с оперуполномоченным Виталием Гудковым учились в одном классе, недавно назначенный замначальника отдела полиции Михаил Раимов своим природным оптимизмом поднимает настроение в минуты отчаяния. «Это хорошо, что вы про Стаса напишете, может, его отметят, - говорит Раимов. - Он сам-то человек стеснительный, мы неоднократно перед каждым праздником направляли документы, но, видимо, в связи с реорганизацией они затерялись. Мне еще в марте должны были дать очередное звание, но из-за реформы я до сих пор старший лейтенант милиции, хотя аттестацию прошел».

Немного освоившись, опера становятся все откровеннее. Из-за работы о личной жизни забыли, от Раимова ушла уже вторая жена. Из всех троих только у Гудкова еще держится супруга Юля, 1 января она родила ему сына Андрея. От реформы МВД им много не надо, лишь бы дали то, что положено, — адекватное времени техническое оснащение и денежное довольствие. А то они в начале месяца, раскрывая серию разбоев, скатались несколько раз в Ленобласть и израсходовали месячную норму бензина. Результат — преступление раскрыто, а топливо теперь будут покупать на свою пока еще не повышенную зарплату. Слушая эти откровения, невольно возникает вопрос: «Вы зачем здесь работаете? Вы дураки, что ли?» Объяснение, которое звучит в ответ, вряд ли удовлетворит читателя, но корреспонденту «Фонтанки» уже не раз приходилось его слышать. «Есть такое чувство, как состояние души. Оно затягивает, не каждый день оно насыщает меня, но когда ты раскрываешь преступление, делаешь то, чего не могут другие, все проблемы, и социальные тоже, отступают на второй план».  

В подтверждение своих слов о том, что они могут многое, опера достают статистику, согласно которой раскрываемость у них в разы выше, чем у коллег. И взахлеб начинают рассказывать о трудовых буднях, состоящих из нелепостей, случайностей и курьезов. «Мерседес», на котором похитили человека, проезжал мимо отдела полиции ровно в тот момент, когда они вышли его искать. Раскрыть многолетнее насилие старшего брата над девочкой удалось благодаря интуиции отца Стаса Игнатьева, приехавшего на бытовую пьяную драку и почуявшего неладное. Подозреваемый в краже мобильного телефона выбросил похищенное через забор прямо им под ноги, хотя они шли просто с ним поговорить.

Таких ситуаций было немало, но сыщики прекрасно осознают, что и случайность, и интуиция на самом деле не что иное, как опыт. К приклеенному ярлыку «оборотни в погонах» относятся спокойно, но при этом бережно хранят экземпляр местной бесплатной газеты, в которую пенсионерка написала благодарственное письмо.

P. S. Уже перед самым уходом старшему лейтенанту милиции Михаилу Раимову позвонили из отдела кадров и сообщили, что пришел приказ о присвоении ему очередного звания. «Тогда вы будете первой», - протянул он мне визитную карточку с отпечатанными синими буквами «капитан полиции».

Юлия Никитина, «Фонтанка.ру»

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close