На «красной» ветке метро, чуть севернее участка «Лесная» – «Площадь Мужества», где в 1995 году произошел знаменитый размыв, опять обнаружена течь. На этот раз вода поступает в тоннели между «Гражданским проспектом» и «Девяткино». В петербургском метрополитене о проблеме знают и, подчеркивая, что работы будут носить плановый характер, уже объявили конкурс на ремонт стоимостью в 320 млн рублей.
Как стало известно «Фонтанке», ГУП «Петербургский метрополитен» объявил конкурс на ремонт перегона между двумя станциями «красной», Кировско-Выборгской, линии – «Гражданский проспект» и «Девяткино»: здесь будут восстанавливать водонепроницаемость железобетонной и чугунной обделки на отдельных участках.
Как следует из документов заказа, компания-подрядчик должна будет устранять места, где появляется вода, а также так называемые высолы – белый соляной налет, который образуется из-за того, что вода, которая проникает сквозь обделку, выносит на ее поверхность соли, содержащиеся в строительных материалах. Кроме того, нужно будет заменить кабельные конструкции, которые уже подверглись коррозии.
О серьезности проблемы говорит тот факт, что работы нужно будет выполнять в течение трех лет – с января 2012-го по декабрь 2014-го. Правда, это не означает, что в течение этого периода движение на данном участке будет закрыто: устранять течи придется ночью, с часа ночи до пяти утра, когда метрополитен не работает. Общая стоимость работ оценивается в 320 млн рублей.
Горожане еще не забыли, как однажды пострадала от воды северная часть «красной» ветки: в конце 1995 года оказался затоплен перегон между «Лесной и «Площадью Мужества», из-за чего до 2004 года линия оказалась разорвана на 2 части, а метрополитену пришлось построить обходные тоннели. Для того чтобы добраться от «Площади Мужества до «Лесной», пассажиры были вынуждены выходить на поверхность и пересаживаться на автобус. В итоге население огромного района, где проживает более миллиона человек, оказалось без метро, и уехать утром в центр можно было, только взяв штурмом автобус, троллейбус или трамвай.
Впрочем, как говорят в ГУП «Петербургский метрополитен», работы, которые будут выполняться на участке «Гражданский проспект» – «Девяткино», носят плановый характер, и речи о какой-то аварийной ситуации не идет. Отметим, что впервые поезда пошли по этим тоннелям в 1978 году; При этом «Гражданский проспект» является станцией глубокого заложения, а «Девяткино» – мелкого: здесь поезда выходят на поверхность, а значит, усиливается давление грунтовых вод.
В петербургском метрополитене также напоминают, что грунтовые воды, которые проникают сквозь любую обделку, являются хронической проблемой нашего метрополитена. Так, с 1993 по 2003 год шел ремонт гидроизоляции на участке «Черная речка» – «Пионерская», а в 2008 году такие же работы пришлось проводить на участке между «Старой Деревней» и «Комендантским проспектом». В обоих случаях закрывать движение не пришлось – работы велись в ночное время.
Из-за грунтовых вод страдают не только тоннели, но и станции, причем зачастую для ремонта гидроизоляции их приходится закрывать. Например, с 2008 по 2009 не работал «Гостиный двор», где восстанавливали водонепроницаемость наклонного хода, по которому следуют эскалаторы. По этой же причине в 2012 году закроют станцию «Петроградская» и «Невский проспект-2».
Для сравнения: в 2008-2009 годах на ремонт гидроизоляции наклонного хода станции «Гостиный двор», где тоже были обнаружены протечки, а также ее наземного вестибюля было потрачено 140 млн рублей. Правда, через три месяца на своде наклонного хода опять появилась вода.
Андрей Захаров, "Фонтанка.ру"