Новая администрация Петербурга пересмотрела транспортную стратегию города до 2025 года. Приоритеты развития остались прежними: главными на дороге останутся пешеходы и общественный транспорт, а парковка в центре города станет платной. Изменились только средства: денег на работу по разрубанию петербургского транспортного узла будет выделяться гораздо меньше. По расчетам Смольного, на эту программу до 2015 года будет потрачено 137 миллиардов рублей. В результате скорость движения в городе возрастет на 4 процента.
Губернатор Георгий Полтавченко 22 ноября утвердил собственную транспортную стратегию Петербурга. В новом постановлении правительства нет упоминания о крупных проектах, кроме Западного скоростного диаметра и развития аэропорта Пулково. Зато во главу угла вынесено строительство городского метрополитена, перехватывающих парковок и выделенных полос для общественного транспорта.
Стратегию развития от новой власти на заседании правительства представил чиновник из команды Валентины Матвиенко – глава комитета по транспортно-транзитной политике Алексей Бакирей. Он отметил, что новая программа весьма конкретна в целях: главной из них является создание приоритетного движения для пешеходов. Здесь уже известные петербуржцам развитие пешеходных зон, строительство дополнительных переходов, программа расширения тротуаров, создание сети велосипедных дорожек.
Чиновники Смольного даже предложили для улучшения жизни пеших горожан применить инновации. Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко выразил крайнюю озабоченность высокой смертностью на нерегулируемых пешеходных перекрестках. Он заявил, что в районах новостроек на проезжих частях слишком много переходов, не регулируемых светофорами. «Перейти улицу там просто невозможно, - заявил губернатор. - Необходимо найти решение этой проблемы. Я предлагаю оснастить такие перекрестки специальными светодиодными указателями, которые будут миганием яркого света привлекать внимание водителей".
Предложение тут же подхватил глава Фрунзенского района Терентий Мещеряков. Чиновник отметил, что уже пытается решить эту проблему в своем районе. «Мы предлагаем протестировать европейскую систему защиты пешеходов - в темное время суток дополнительно подсвечивать пешеходные переходы», - заявил глава администрации.
Впрочем, глава КТТП, после дискуссии о безопасности пешеходов, сообщил, что многие из них испытывают еще большие трудности, чем при переходе дороги, пытаясь воспользоваться общественным транспортом.
Несмотря на то, что, по данным Бакирея, 70% горожан ежедневно используют возможности общественного транспорта, уровень качества его услуг оставляет желать лучшего. Метрополитен развивается крайне медленно, и на сегодняшний день охват густонаселенных районов станциями составляет менее 30%. В часы пик наполнение вагонов превышает нормативы в 1,3 раза. Самыми перегруженными являются "красная" и "синяя" ветки городской подземки. Страдает и надземный
транспорт – в часы максимальной нагрузки – утром и вечером – в пробках скорость движения трамвая, троллейбуса и автобуса не превышает 8-12 км. А интервал движения составляет более 15 минут.
Для улучшения ситуации планируется строить новые станции подземки, а также выделенные линии для общественного транспорта. Что касается «выделенки», то, по словам Бакирея, она вскоре будет едва ли не на всех магистралях.
Городские власти также готовятся к решению проблемы освобождения полос для общественного транспорта от личных авто.
«Первый вариант - это повсеместное введение делиниаторов – специальных барьеров по 8-10 см в высоту, не дающих машинам заезжать на полосу для автобусов, троллейбусов и трамваев. Второй и, на мой взгляд, более прогрессивный путь – усиление контроля за соблюдением правил автомобилистами с помощью фото- и видеофиксации, - сообщил глава КТТП. – Вы знаете, что в следующем году штраф для автомобилиста, выехавшего на выделенную полосу, возрастает
с 300 рублей до 3000 рублей. Надеемся, владельцы личного транспорта станут более дисциплинированными».
Перспективные схемы развития петербургского метрополитена также остались неизменными в сравнении с утвержденными экс-губернатором планами. По словам главы ГУП «Петербургский метрополитен» Владимира Гарюгина, на сегодняшний день обеспеченность горожан линиями метро не выдерживает никакой критики. Плотность линий составляет 0,19 км на кв. км территории, на 1 млн человек приходится менее 25 км подземки. Это приводит к перегруженности метро.
Чтобы приблизить петербургский метрополитен к европейским стандартам, в ближайшие годы надо построить около 100 км новых линий, то есть увеличить протяженность существующих линий почти вдвое. Владимир Гарюгин сообщил, что в этом году ГУПу удалось сделать важные проектные
разработки по продолжению линии метро в Купчино до станции «Южная» и строительству новой Красносельско-Калининской линии. «Красносельско-Калининская линия – это плюс три станции пересадки в центре города и связь активно застраиваемых районов на юго-западе с центром», - отметил Гарюгин. По словам чиновника, метрополитен рассчитывает приступить к строительству этой ветки уже в следующем году, а в 2016-м предполагается завершить возведение новых станций.
До 2015 года так же, как и сообщалось ранее, будут введены станции «Спасская», «Спортивная-2» и «Театральная». Помимо этого, по словам Гарюгина, до 2020 года будет построено более 20 новых станций. Начальник подземки сообщил, что для скорейшего развития метрополитена город должен использовать новые технологии, строить, где это возможно, «легкие» станции, возведение которых обходится бюджету дешевле.
Автомобилистов город обещает порадовать скорым развитием Западного скоростного диаметра с выходом на Обводный канал, который станет магистралью непрерывного движения, а также строительством и реконструкцией мостов через Неву. По данным Алексея Бакирея, разгрузить
движение на основных магистралях город может и без строительства дорогих и крупных инвестиционных проектов. Он заявил, что этой цели можно добиться ремонтом и реконструкцией улично-дорожной сети, устранением «узких мест» на важных проездах, а также введением «умных» светофоров, связанных с системой управления движением АСУДД.
Снизить напряженность в центре Петербурга предполагается также за счет введения платы за парковку. Сейчас КТТП разрабатывает систему взимания оплаты с автомобилистов за простой на центральных магистралях. А так же ситуация должна измениться с увеличением количества перехватывающих парковок.
Для грузового транспорта к 2015 году планируют ввести Западный скоростной диаметр. Предполагается, что таким образом окончательно будет решена проблема сообщения с Большим портом и пассажирскими терминалами на «Морском фасаде».
Объездной трассой также станет, как сообщалось ранее, Обводный канал, который будет связан и с ЗСД, и с центром города дополнительными мостами. Проекты мостов, к сожалению, пока городские власти не проработали. Было заявлено только о том, что планы по реконструкции Дворцового и Тучкова мостов остаются в силе.
О судьбе крупных инфраструктурных проектов, таких, как Ново-Адмиралтейский мост, Орловский тоннель и надземный экспресс, в новой концепции транспортного развития упомянуто не будет. Как пояснил губернатор Георгий Полтавченко, сейчас город сосредоточится на тех проектах, которые ему по карману. А потом, возможно, разбогатев, вернется к масштабным проработкам.
Сергей Вязалов, вице-губернатор от финансового блока, зарубивший грандиозные стройки времен Валентины Матвиенко ради экономии, против принятия новой стратегии не возражал.
Маша Могилевская, "Фонтанка.ру"