Выбывший год назад из государственной системы генерал Виктор Черкесов вновь объявился, на этот раз уже на политической арене. Его выдвижение в качестве кандидата в депутаты Госдумы от КПРФ интригует на фоне его биографии, в которой есть место скромному следователю КГБ, полпреду в СЗФО, главе Госнаркоконтроля и руководителю Рособоронпоставки. Близко знаком с Владимиром Путиным. Сам Черкесов уверен, что его присутствие в нижней палате парламента позволит вернуть национальные ресурсы, утраченные страной в лихие 90-е.
Кинорежиссер Владимир Бортко перед началом встречи с репортерами произнес справедливое замечание в адрес собравшихся журналистов: «Будет написано, что вчера в «Росбалте» состоялась пресс-конференция таких-то, таких-то и таких-то. Точка. Если напишут, о чем говорили, это будет предвыборная агитация». «Мы не все разделяем такой пессимизм», - парировал ему генерал-полковник Виктор Черкесов, чья супруга занимает пост руководителя проекта информационного агентства. В это время в зале появился опаздывавший академик РАН Жорес Алферов, и все трое стали отвечать на вопрос ведущей, зачем они идут в Госдуму.
Из всех участников пресс-конференции (при всем уважении к науке и кино) «Фонтанку» интересовало только программное заявление кадрового офицера КГБ, долгие годы шедшего в ногу с действующей властью и вдруг оказавшегося в рядах ее противников. Однако речь Виктора Черкесова мало чем отличалась от обращений сотен других кандидатов. «Страна в кризисе», «погрязла в коррупции», «все ступени государственного строя прогнили насквозь» и «совершенно очевидно — нужно все менять». Каких-то конкретных предложений электорату, ждущему перемен, во время вступительной речи чекиста не поступило. Когда пришла пора задавать вопросы, журналисты прежде всего поинтересовались, по какой причине друг Путина, бывший полпред, бывший главный наркополицейский вдруг выступает на баррикадах оппозиции.
После этого вопроса дружелюбие генерала померкло. «Я хотел бы дополнить вашу информированность несколькими деталями, - сухо произнес офицер госбезопасности. - В коммунистической партии я с 22 лет, большую часть своей жизни я, будучи офицером, был еще и коммунистом. И из партии вышел не по личному заявлению и не на площади, где в костер бросали партийные билеты, а по принятому по инициативе Ельцина закону, запретившему военнослужащим входить в состав какой-либо партии».
Монолог Черкесова про долг, присягу и службу Отечеству пролил мало света, еще более неубедительно прозвучали слова о том, что личное знакомство с тогдашним президентом Путиным никоим образом не влияло на карьеру, учитывая, что последняя как таковая закончилась ровно с приходом к власти Дмитрия Медведева.
Генерал подчеркнул, что, еще будучи в путинской команде, не скрывал «своего критического взгляда на происходящее», «говорил об этом публично, и это не приносило мне карьерных успехов». Для того чтобы услышать, какие конкретные меры Черкесов готов предложить, чтобы изменить существующее сегодня в России положение дел, пришлось задать повторный вопрос. «Есть совершенно конкретные, политические и законодательные возможности, чтобы изменить существующее положение вещей, - довольно конкретно ответил офицер экс-КГБ. - Нужно остановить бесконечное латание всякого рода законов, а заставить тех, кто занимается их исполнением, добросовестно относиться к своим обязанностям». По его словам, к функциям депутатов необходимо добавить так называемый парламентский контроль, чтобы народные избранники могли «оценивать, в какой степени то или иное ведомство соответствует задачам, которые перед ними поставлены страной».
Кроме того, по мнению Черкесова, необходимо «решить судьбу законопроекта парламентского расследования, который уже не один год гуляет, но так до сих пор и не принят Госдумой». (Непонятно, о каком именно законопроекте говорит г-н генерал, но ФЗ «О парламентском расследовании Федерального собрания» был принят и подписан президентом Путиным в 2005 году. - Прим. ред.). Объясняя, зачем необходимы подобного рода механизмы, Виктор Черкесов привел в пример судебный процесс в Лондоне, на котором Борис Березовский и Роман Абрамович дают показания о том, как в 1995 году заработали свои миллиардные состояния. По словам Черкесова, получив по личному разрешению Бориса Ельцина (в обход конкурса) за 100 млн долларов (которые были взяты взаймы у покупаемой компании) контрольный пакет акций компании «Сибнефть», они в течение нескольких лет не платили налоги, а в 95-м году Абрамович, будучи юридически уже основным акционером «Сибнефти», продал ее за 13 млрд долларов государству в лице «Газпрома», получил эти деньги и убыл за границу.
По мнению Черкесова, инструмент парламентского расследования необходим для того, чтобы пересмотреть итоги передела государственной собственности в начале становления Российской Федерации. Для этого Генпрокуратура должна затребовать материалы лондонского суда, а затем возбудить уголовное дело, причем рассмотреть причастность не только тех, кто купил, но и тех должностных лиц, которые позволили это сделать. «Это нормальный, цивилизованный, юридически правомерный подход к тому, чтобы вернуться к таким капитальным вопросам, вернуться не только к тому, каковы претензии на обладание этими ресурсами у государства и частных лиц, но и вернуться к тому, в какой степени виноваты должностные лица того времени», - сказал Виктор Черкесов, а в его дальнейшей фразе уже совсем явно проскользнуло КГБ-шное прошлое: «Этот урок, помимо того, что принесет огромные дополнительные ресурсы стране ... станет контрольным для тех, кто до сих пор не ответил на вопросы, которые обязательно будут поставлены».
Справка:
Виктор Васильевич Черкесов родился 13 июля 1950 года в Ленинграде. Окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета (через два года после него юрфак ЛГУ окончил Владимир Путин). С 1975 года Черкесов работал в управлении КГБ по Ленинграду и Ленинградской области, его направлением были диссиденты. В 1983 году возглавлял бригаду, расследовавшую дело филолога Михаила Мейлаха, который был осужден на четыре года за редактирование зарубежных изданий поэта и писателя Даниила Хармса. В 1984 году Черкесов участвовал в поимке американской шпионки - супруги сотрудника генконсульства США в Ленинграде, за что был награжден орденом Красной Звезды. В 1988 году Черкесов инициировал последнее в СССР дело по статье 70 УК РСФСР ("антисоветская агитация и пропаганда"), которое впоследствии было закрыто.
В 1992 году Черкесов был назначен начальником управления Министерства безопасности по Санкт-Петербургу. В 1996 году он стал инициатором дела капитана ВМФ Александра Никитина, обвиняемого в шпионаже и оправданного по всем статьям в 1999 году. В 1998 году Черкесов был назначен первым заместителем директора ФСБ РФ. Был утвержден в этой должности по предложению нового главы ведомства Путина. В 2000 году Черкесов был назначен полномочным представителем президента РФ в СЗФО. В 2003 году Черкесов был назначен председателем вновь образованного Госнаркоконтроля.
При Черкесове ФСКН инициировала ряд так называемых "кетаминовых дел", по которым обвинялись ветеринары, использующие наркотическое вещество кетамин в качестве обезболивающего для животных во время операций. В 1998 году Минсельхоз исключил кетамин из перечня разрешенных в ветеринарии препаратов, однако врачи продолжали применять его как одно из наиболее эффективных и дешевых средств. Многие из них были за это осуждены. В конце 2004 года кетамин был возвращен в список разрешенных препаратов.
В марте 2008 года на президентских выборах победил Дмитрий Медведев и Черкесов был освобожден от должности главы ФСКН и назначен руководителем Рособоронпоставки. В 2010 году ему пришлось покинуть и этот пост.
Юлия Никитина, «Фонтанка.ру»