В Президентской библиотеке с помпой открылся международный форум «Искусство и реальность», устроенный Фондом Петра Кончаловского под эгидой Министерства культуры РФ. Тема этого года – художественная критика. Впрочем, первый день форума корреспонденту «Культурной столицы» больше напомнил не серьезное мероприятие, а дурную пародию на него.
Обсуждались отнюдь не реформы в верхах, не план антитеррористической операции и не военные разработки, между тем пафос был на грани устрашения. Список участников форума пестрил громкими для искусствоведческого уха именами и должностями. Доступ в Президентскую библиотеку контролировался так, словно дело было в Кремле: охрана, металлоискатели и рентгеновские «телевизоры» для сумок, у журналистов сверяли не только паспорта, но даже серийные номера диктофонов и фотокамер. В общем, дело чрезвычайной важности и секретности. При таком высоком уровне секьюрити странно и жалко смотрелись явные огрехи: начиная от сиротливо слонявшихся у дверей библиотеки участников форума, которых по ошибке забыли внести в списки, и заканчивая официальными буклетами, сделанными на двух языках (русском и английском). Английский перевод изобиловал самыми нелепыми ошибками и не заслужил бы даже тройки в пятом классе средней школы.
Ждали, что форум откроет сам министр культуры Александр Авдеев. Однако Авдеев не смог приехать в Петербург и лишь благословил участников приветственной телеграммой, пожелав плодотворных дискуссий. Зато приехал и занял место ведущего глава Фонда Кончаловского, кинорежиссер Андрей, собственно, Кончаловский.
Темой была объявлена художественная критика – ее роль в мире искусства и в обществе. Неудивительно, что поучаствовать в форуме собрались профессионалы в этой области. Среди гостей – президент международной ассоциации художественных критиков (AICA) Марек Бартелик, программный директор лондонского Музея Виктории и Альберта Дэмиэн Витмор, комиссар Московской биеннале современного искусства Иосиф Бакштейн, ведущие специалисты музеев Тейт, МоМА, Русского музея. Приехали и «рабочие лошадки» российской арт-критики, те, кто день за днем рассказывает российскому читателю об искусстве на полосах «Коммерсанта», «Ведомостей», «Афиши» и других газет и журналов: Валентин Дьяконов, Сергей Хачатуров, Милена Орлова, Андрей Панов, Константин Агунович. Для них действительно, как и заявлено в теме форума, искусство – ежедневная реальность.
Однако взять быка за рога решили вовсе не критики и не искусствоведы, а наиболее пламенные члены президиума – сам Андрей Кончаловский плюс литератор и художник Максим Кантор. Кантор попенял критикам, что их тексты написаны на «птичьем языке», не понятном простому читателю. Кончаловский же повторил уже не раз слышанную речь о том, как раньше было хорошо и как теперь всё стало плохо. По убеждению режиссера, подлинной культурой является лишь культура классическая, которую современная цивилизация себе на беду уничтожает и забывает. Искусство как отражение красоты мира давно закончилось, на смену ему пришли коммерческие поделки. Музыка тоже умерла и похоронена, осталась одна «попса». «Развитие настоящей музыкальной культуры остановлено, – посетовал режиссер. – Мы имеем укорачивание памяти, а это результат продвижения художественных традиций, оторванных от корней, от земли, от классической культуры». А тут еще интернет, орудие оглупления масс. Он, по мнению Кончаловского, «привел к банализации любого высказывания». Кончаловский и Кантор сошлись во мнении, что критику заела диктатура политкорректности (по убеждению Кончаловского, ее усугубил как раз злосчастный интернет), а политкорректность «кастрирует и критику, и само искусство, потому что ни критик, ни художник не осмеливаются заявить, что король голый, и становятся прислужниками рынка».
Пока Кончаловский и Кантор на два голоса клеймили современную культуру за бездуховность, реально работающие с искусством критики в зале начали понемногу собираться в кучку. На лицах их запечатлелась трудно поддающаяся описанию смесь возмущения и скуки. «Господи, как стыдно», – сказал кто-то из них. Стыдно было перед коллегами, которых позвали со всего мира под предлогом обсуждения животрепещущих проблем профессии, а вместо этого кормят прекраснодушными благоглупостями о том, как современное искусство совсем совесть потеряло и больше не приближает человека к идеалам классической красоты. Стыдно за докладчиков, не знающих, что академическая музыка во всем мире развивается и чувствует себя прекрасно, современное искусство поднимает глубочайшие философские проблемы, а интернет – отнюдь не исчадие ада, если уметь им правильно пользоваться. Однако хоть в чем-то докладчики были правы. С профессионалами политкорректность действительно сыграла злую шутку: из вежливости или из лени, но никто из них не встал, не возразил на затеянное ради самопиара брюзжание, не заявил, что «король голый».
Впрочем, время высказаться у них осталось: в ходе форума пройдут дискуссии о взаимосвязи критика и зрителя, о роли современных СМИ и в особенности интернета в обсуждении художественных событий, о взаимосвязи критики и других сфер современного искусства. Кроме того, Фонд Кончаловского учредил собственную ежегодную премию в области художественной критики. Присуждаться она будет в четырех номинациях: лучшая монография, лучшие статьи, лучший интернет-проект и лучшая студенческая дипломная работа. Вручение премии состоится в воскресенье, 27 ноября.
Анна Матвеева,
«Фонтанка.ру»
Под видом международного форума критиков обыскали и поучили жизни
26 ноября 2011, 22:00
454
Поделиться