В Петербурге сразу две пресс-конференции, посвященные предвыборной теме, были сорваны. В первую вмешался представитель «Справедливой России» с обвинительной речью в адрес своего же лидера. При этом хозяева встречи — представители партии «Патриоты России» - не только не возражали, но и активно поддерживали. Второе мероприятие освистали сами журналисты, усмотрев в докладе социологов-политологов о настроениях масс и черном PR попытку манипуляции прессой.
На пресс-конференции лидеров партии «Патриоты России» в "Росбалте" монологи представителей политического движения состояли в основном из уже набивших оскомину высказываний про коррумпированность и профнепригодность конкурентов, неконкретизированных упоминаний о многочисленных фактах нарушений в ходе избирательной кампании, в том числе использовании административного ресурса. О себе претенденты на должность депутатов говорили мало и кратко, мол, только они одни знают, как спасти страну от разрухи.
Изрядно уставшие от подобных речей журналисты слушали вполуха, явно скучая. Оживление появилось, только когда лидер регионального отделения Олег Корякин произнес, что в зале присутствует человек, желающий сделать заявление. Выскочивший почти как из табакерки мужчина в костюме уверенно прошел к президиуму, пододвинул микрофон и начал зачитывать подготовленный текст. «Я, Ларионов Вадим Борисович, кандидат в депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга, выступаю сегодня от имени кандидатов в депутаты, представляющих значительную часть партийного списка «Справедливой России» в Петербурге. Мы считаем своим долгом проинформировать вас о ситуации, которая сложилась сегодня в партийной организации. Рассказать правду, чтобы ваш выбор 4 декабря был осознанным и справедливым».
Зачин был настолько хорош, что журналисты забыли о скуке, на всех видеокамерах загорелся красный огонек, пишущая братия старательно заскрипела в блокнотах. «Дорогие друзья! Избиратели! Вместо честных и справедливых отношений сегодня в нашей политической организации царят раскол и предательство», - пламенная речь была прервана растерянной ведущей пресс-конференции: «Этого не было заявлено, Вы не можете, это не ваше мероприятие». Но попытки пресечь несанкционированное разоблачение разбились о возгласы журналистов, жаждущих сенсации.
Олег Корякин при этом удовлетворенно кивал и явно был заинтересован в продолжении шоу. Однако дальнейшее выступление Ларионова содержало лишь нелицеприятные эпитеты в адрес собственного лидера, якобы вступившего в сговор с политическими оппонентами, и призывы к честным выборам. Под постоянные попытки ведущей «прекратить безобразие» оратор успел только сказать, что поступило указание устраивать провокации на избирательных участках, после чего был окончательно прерван по причине нехватки времени, так как с минуты на минуту должна была начаться следующая пресс-конференция.
Во втором мероприятии на тему «Выборы и черный PR-2011» участвовали старший научный сотрудник факультета политологии СПбГУ Мария Пушкина и директор Центра социальных проектов «Белый дом» Инга Бурикова. Заявленный ранее один из лидеров регионального отделения «Единой России» Дмитрий Юрьев на пресс-конференцию не пришел. Две девушки представились экспертами в сфере политтехнологий и начали свой доклад, основанный, по их словам, на данных исследования госуниверситета о социальной стабильности населения Петербурга.
Как рассказала Инга Бурикова, исследование началось в 2004 году, когда горожане были в таком эмоциональном состоянии, что никакие предвыборные провокации на них не действовали. Даже в 2005 году, когда по стране прокатилась волна митингов в связи с принятием непопулярных законов (таких, как монетизация льгот. — Прим. ред.), петербуржцы отреагировали равнодушно. «Сейчас ситуация другая, - заявила Бурикова. - С 2010 года идут серьезные изменения. В 3,5 раза вырос уровень политического радикализма». По ее словам, жители Петербурга сейчас в таком состоянии, что готовы вступить в бой с соседом из-за парковочного места или броситься с булыжником в руках на любого чиновника, сказавшего неосторожное слово. Как считает Бурикова, такая ситуация крайне опасна, и нельзя рассчитывать, что «выборы все спишут», напротив, напряжение может достигнуть апогея. «Не дай бог, мы дойдем до крови», - сказала девушка и предложила посмотреть несколько видеоматериалов.
Перед показом кадров с народного схода в печально известной Кондопоге Бурикова провела для журналистов небольшой ликбез на тему манипулирования толпой и основных приемов черного PR. Выступающая честно призналась, что материал слово в слово взят из учебника. Впрочем, история карельских волнений мало интересовала как журналистов, так и саму докладчицу.
Оборвав видео на полукадре, она заявила, что основной территорией ее исследования стал Приморский район Петербурга, который в предвыборный период «стал эпицентром провокаций». Пока на большом экране демонстрировался видеосюжет «ПитерТВ», в котором рассказывалось о конфликте 13 ноября на митинге против уплотнительной застройки, Инга Бурикова комментировала и наглядно, по ее мнению, показывала, как кандидат от «Единой России» Максим Долгополов подвергся провокации.
Собственно, на этом выступление социолога закончилось. Больше примеров и выводов она не приводила, зато призвала прессу отнестись ответственно к своей работе. «Сами не поддавайтесь провокации, и если есть в журналистской братии понимание того, что вы делаете, остановитесь», - с усмешкой попросила она. «С провокацией очень сложно бороться или работать, - добавила практически молчавшая до этого Мария Пушкина. - Это молниеносная акция, и любое последующее обсуждение идет на пользу провокации. Вот такая психологическая ловушка. Даже сейчас, идя на эту пресс-конференцию, мы четко понимаем, с чем мы можем столкнуться через полчаса, через 5 минут, когда начнутся вопросы от журналистов, — с той же самой провокацией».
Мария Пушкина как в воду глядела. На вопрос первого журналиста, выразившего сомнение в объективности услышанного, Инга Бурикова отвечать не стала, посчитав, что он не относится к заявленной теме и это та самая провокация. Та же участь постигла и второго представителя четвертой власти, который был обвинен в том, что он и не журналист вовсе, а помощник кандидата в депутаты, а значит, заинтересованное лицо. Корреспонденту «Фонтанки» свой вопрос пришлось озвучить трижды: «Это правда, что вы являетесь политтехнологом Максима Долгополова?» После двух попыток уйти от ответа Бурикова все-таки произнесла: «Политтехнологом нет». - «Вы имеете какое-то отношение к нему?» - «Да, я его знаю, я его консультирую».
Собственно, после этого ответа необходимости в дополнительных вопросах не было. Но он все-таки прозвучал: «Считаете ли вы корректным для себя выступать на данной пресс-конференции в качестве эксперта?» - «Я считаю абсолютно корректным, - не сдавалась Бурикова, - потому что основной мой тезис не обвинить конкретных людей, в отличие от вашей позиции, а предложить журналистам подумать о том, что мы будем иметь после 4 декабря». После этого девушка, назвавшая себя экспертом, завершила мероприятие и встала из-за стола.
Федеральное избирательное законодательство подразумевает под агитацией лозунги, призывы, выступления кандидатов только в свою пользу. Они должны рассказать людям, почему необходимо выбрать именно их, какую пользу они принесут. Однако, как правило, предвыборная кампания не обходится без очернения конкурентов. Наверное, это происходит потому, что единственное, что кандидаты могут предложить, - это выбрать меньшее из зол.
Юлия Никитина, «Фонтанка.ру»