Правительство с завидной производительностью «штампует» законы и постановления для обеспечения новой системы прохождения технического осмотра. Однако пока выходит, что уважить президента парламентарии могут лишь на бумаге - в реальности к работе еще ничего не готово. Чем же «порадует» петербургских автомобилистов наступление 2012 года?
Правительство страны с завидной производительностью «штампует» законы и постановления для обеспечения новой системы прохождения технического осмотра. Однако пока выходит, что уважить президента парламентарии могут лишь на бумаге - в реальности к работе еще ничего не готово. «Водитель Петербурга» разбирался, чем «порадует» петербургских автомобилистов наступление 2012 года.
Самое пугающее известие пришло от сотрудников ГИБДД - после Нового года техосмотр смогут проводить фактически только 2 станции, принадлежащие МВД, так называемые «МОТОРы» (межрайонные отделы технического осмотра и регистрации транспортных средств) на улице Салова и проспекте Маршала Блюхера - у остальных попросту не будет талонов.
Что нам готовит начало 2012 года?
Одним из камней преткновения для всех остальных подразделений, по мнению экспертов и самих сотрудников УГИБДД, явится физическое отсутствие новых талонов ТО. Так как их форма была утверждена лишь на днях, к 1 января они никак не смогут оказаться на допущенных к проведению ТО станциях, которых, к слову, и самих-то еще нет. Но даже если бы их аккредитация уже состоялась, РСА за считанные дни не успеет провести конкурсы на печать, подписать договоры с типографиями, отпечатать и доставить талоны до мест по всей России к началу января. Понимая это, правительство разрешило выдавать документы старого образца до 1 апреля 2012 года.
Старые талоны у коммерческих МРЭО имеются, однако с их распространением есть проблемы - весь тираж спецпродукции из закрывающихся негосударственных подразделений заберут с собой инспектора, которых переводят в другие места. А передать эти талоны, кроме эмведешных станций «МОТОР», некому – ни одной заявки на дружескую помощь от РСА в ГИБДД Санкт-Петербурга не поступало, хотя возможность такая в законе указана.
Посмотреть, куда теоретически можно поехать за талончиком после того, как большинство проблем первых дней пройдет (если, конечно, такое случится), можно на сайте РСА. Только вот практически воспользоваться опубликованной специалистами Союза автостраховщиков огромной таблицей - почти что невозможно. Найти что-то для себя нужное там могут только самые упорные пользователи. Вдобавок это лишь список всех организаций, подавших заявки на аккредитацию. Кто именно из них приступит к работе после утверждения, неизвестно.
А что со страховкой?
А еще есть масса вопросов по ОСАГО, в которых не в состоянии разобраться простые автомобилисты. После 1 января получить заветный полис станет невозможно без предъявления действующего еще не менее полугода талона ТО. По сообщению читателей, в некоторых страховых компаниях его уже несколько недель назад начали спрашивать при заключении договоров, хотя на это пока нет никаких оснований.
В первую очередь всполошились водители, которые ездят с «просроченным» документом 2011 года. Согласно введенному в июне этого года мораторию, он считается действительным еще год после даты окончания срока на талоне либо до окончания срока действия полиса ОСАГО. Теперь же автолюбители не могут понять порядок действий при продлении договоров.
«Если автовладелец при обращении в страховую компанию в 2012 году будет иметь на руках талон ТО, срок действия которого истек в 2011 году, то страховщик ему не продаст новый полис ОСАГО, а потребует сначала пройти техосмотр в соответствии с новым законом»,- поставил точку в спорах Владислав Анисимов, заместитель директора по партнерским продажам Северо-Западной дирекции ОАО СК «Альянс» (товарный знак - РОСНО).
Именно поэтому «ведущие страховые компании последние несколько недель обзванивают своих клиентов и предлагают продлить договоры до нового года. При этом вступать в силу они могут в январе-феврале и даже в июне», - рассказал нашему корреспонденту Дмитрий Бумагин, генеральный директор автомобильной экспертной независимой компании АЭНКОМ.
Никак не разберутся в ситуации и те, кто планирует покупать новую машину, а также автодилеры - их мучает философский вопрос: «Что было сначала, курица или яйцо?»
«Ситуацию загнали в тупик. Без техосмотра мы не можем выдать ОСАГО, а без него автовладелец не имеет права выезжать на новой машине из автосалона, чтобы поставить ее на учет и получить талон ТО», - посетовал на ситуацию с новыми законами Александр Исаев, страховой брокер, гендиректор компании «Бюро страхового сервиса». Также он выразил надежду, что за ближайшую неделю в правительстве примут сторону автомобилистов и страховщиков и сдвинут сроки вступления в силу новых документов.
А что в законах?
Мораторий на прохождение технического осмотра вступил в силу 4 июня 2011 года. Тогда владельцам машин разъяснили, что проходить ТО в 2011 году не нужно, а талон считается автоматически продленным на год, до соответствующего месяца 2012 года.
Затем на полгода наступило затишье – принятый в первых чтениях с существенными недостатками закон о техническом осмотре к подписанию так и не был подвергнут серьезным изменениям. В середине ноября 2011 года чиновник Минэкономразвития сообщил, что большинство из 22 необходимых для полного передела рынка ТО документов уже подготовлено, а часть выпущено либо согласовано. Однако он же выразил сомнение относительно сроков вступления в силу этих законов – правительство может попросту не успеть все обработать.
Тем не менее с начала ноября на обозрение общественности начали выходить одно за одним постановления. Так, 3 ноября увидел свет документ под номером 912 «О размере платы за аккредитацию в сфере технического осмотра». После этого, 21 ноября, Минэкономразвития утвердило приказ о создании реестра пунктов техосмотра. Как было обещано Российским союзом автостраховщиков, реестр должен появиться на сайте союза прямо 1 января.
Примерно в это же время Минтранс согласился снизить степень защиты талонов ТО, чтобы сделать их производство дешевле и избавить рынок от возможной монополии Гознака. А 30 ноября в «Российской газете» был опубликован приказ Министерства экономического развития о типовой форме договора на технический осмотр.
Позже, 8 декабря, правительство РФ утвердило постановление о правилах учета, хранения, передачи и уничтожения бланков талонов о прохождении гостехосмотра и бланков международных сертификатов ТО на переходный период с 1 января по 1 апреля 2012 года. И, наконец, 12 декабря Владимиром Путиным были подписаны новые правила проведения технического осмотра транспортных средств.
Не дожидаясь окончания планомерного выпуска новых постановлений, Российский союз автостраховщиков (РСА) начал прием заявок на обеспечение бланками талонов о прохождении ГТО и бланками международных сертификатов техосмотра на первый квартал 2012 года от операторов ТО, ранее работавших на основании договора с МВД.
Уже 20 декабря был опубликован приказ Минтранса, утверждающий новую форму талона ТО. В тот же день глава РСА подвел некоторую черту под всеми стараниями правительства – по его данным, в 14 регионах не зарегистрировано ни одной заявки на аккредитацию операторов технического осмотра. По мнению экспертов, вполне вероятно, что российский союз автостраховщиков добьется продления моратория, в том числе из-за названных выше проблем.
Что же делать?
В итоге получается довольно печальная картина. Большинству водителей можно порекомендовать пройти ТО в ближайшую неделю. В остальных случаях стоит постараться продлить договор ОСАГО в срок до Нового года. Тогда прохождение техосмотра можно будет отложить чуть подальше, до момента, пока всё не войдет в нормальную колею. Тем же, кто не имеет такой возможности, остается порекомендовать запастись терпением и в первое время направляться в «МОТОРы».