Известный телеведущий на сей раз приехал в Петербург в роли друга Владимира Мирзоева и Максима Суханова, чтобы помочь им представить многострадальную картину «Борис Годунов». Но разговор с обозревателем Фонтанки, оттолкнувшись от премьеры, зашел о передачах Диброва «Кто хочет стать миллионером» и «Временно доступен», о современном ТВ вообще, о политике и — главное — о семье.
Россия спасется семьей, а не политикой
- Дмитрий, вас не обидело, что Мирзоев называет Диброва своими верным товарищем, а в «Борисе Годунове», в роли телевизионщика, читающего самые важные политические новости, снял не вас, а Леонида Парфенова?
- Наверное, потому, что я самый бездарный телевизионщик, а Ленька самый талантливый – это раз. Но это ни в коем случае не бросит тень на наши отношения. Мы с Володей Мирзоевым познакомились еще тогда, когда только-только прогремел его спектакль «Хлестаков», то есть, пятнадцать лет назад. Я этот спектакль смотрел раз двадцать, и еще буду. Это непростое лакомство – Мирзоев-Суханов, многих раздражает. Вполне естественно ненавидеть все, что является упреком собственной судьбе, как говорит сэр Фрэнсис Бэкон. Да, их спектакли и фильмы для зрителя – не столь просты. Но мне это нравится. Я и Ларса фон Триера люблю! И это совсем не означает, что все, как один, должны его любить. Как и Сокурова... Их искусство не за этим создано. Все, как один, обязаны купить билет и отправиться смотреть «Елки-2», «Аватар», «Высоцкого». Или «Иронию судьбы-2», на премьере которой Эрнст сам стоял и мандарины крошил, чтобы пахло Новым годом. И такое пусть будет! Но с сыном я лучше бы посидел и посмотрел «Борис Годунова», после чего и я, и он, какое бы ни было правительство на дворе, отнесемся к нему уже более «рентгеновски». А кроме того, после питерской премьеры «Годунова» я понял, что Россия, скорее всего, спасется семьей, а совсем не политикой, и никогда не будет так, чтобы правительство наше все хвалили, а оно бы не крало. Такого никогда не было, нет, и не будет.
Слева Дубовицкая, справа расчлененка
- В вашей программе «Кто хочет стать миллионером» не так давно произошли перемены. Студия теперь напоминает съемочную площадку фантастического фильма, после смокинга вас переодели в костюм фантастического злодея, в черные брюки и рубашку, кожаную куртку…
- Я начал вести «Миллионера» в 1998-м. Уже 13 лет... Действительно программа сильно обновилась. Мы с Константином Львовичем Эрнстом договорились сделать этакий триллер. Теперь мы даже не показываем ни вопросов, ни ответов - вот почему к нам не ходят политики. Раньше-то им показывали и вопрос, и ответ.
- Показывали или подсказывали?
- Скажем так, советовали. И политик приходил, чтобы выдать себя за эрудированного, интеллигентного человека. Вот и выдавал. А сейчас – нет: мы договорились, что никто не получит ответов. И я тоже не получаю ответов, я их не знаю. Сижу и точно так же гадаю. Потому что сейчас гамбургский счет, как бы ни кляли современное телевидение. На канале «слева» у меня Коля Басков с Региной Дубовицкой – попробуйте-ка у них выиграть, а на канале «справа» - расчлененка с растлением. Вот, сиди и выигрывай! Пока выигрываю – 23 процента!
- Были времена, когда в «Миллионере» участвовали звезды, а их выигрыши отдавались в благотворительные фонды. Сейчас ведь такого уже нет?
- Сейчас нет. Деньги у нас самые настоящие. Их можно забрать и уйти. Но, бывает так, что какие-то знаменитые гости отдают выигрыши в благотворительные фонды. Это уже дело самого героя, как поступить. Причем, они это делают тихо, не декларативно. Вот Славик Фетисов выиграл и сразу же отдал в фонд. А это была хорошая сумма, ее перевели параолимпийской детской сборной на инвентарь.
В ожидании пресс-секретаря Путина
- Как поживет ваш журнал «Эстет» о событиях и явлениях в мире высокой моды, ювелирного искусства, литературы, кино, театра, музыки?
- Но он же не мой. Просто очень хорошая команда подобралась, и я там пару номеров повел, но все-таки он потом развалился. Культура - продукция очень сложная с точки зрения рынка. Главное, что я прекрасно понимаю, - что эти все попытки воспитывать эстетические взгляды и формировать предпочтения читателей обречены, но не совершать их я не могу. Нельзя же сидеть у ящика, потреблять все эти «Елки», жевать эту хвою, считая себя человеком образованным.
- В ТВ-программе «Временно доступен» вашего прежнего партнера Дмитрия Губина заменили на Александра Карлова, как писали СМИ, по политическим мотивам… Как вы считаете, программа с новым соведущим стала интересней?
- У Димы Губина есть свои достоинства, есть они и у Саши Карлова. У меня их гораздо меньше, чем у них, но тоже что-то есть. Наверное, теперь программа несколько иная, чем была при Губине. Хуже-лучше – не мне судить. Я вам скажу, что я занимаюсь своей проблематикой. Я же там не ведущий, и вообще-то я пришел туда на похороны своей программы «Времечко». А мне предложили: «Дима, а давай вот ночью поведи передачу». Я ответил: «Но мне это совершенно не интересно, уже 117-й раз видеться в эфире с одними и теми же людьми, задавать те же самые вопросы». На это мне сказали: «Не задавай! А что вообще тебе сейчас интересно?» - «Да, мне вот сейчас интересны закономерности больше, чем факты». Тогда мне предложили: «Хорошо, мы возьмем журналиста, и он будет делать старую добрую журналистскую работу, добывать факт, а ты сиди и молчи. И встревай только, если из этих добытых фактов вытекает какая-то интересная для тебя закономерность…» На том и порешили. Так что это, скорее, литературная работа. Мы записали четыре пилота, после чего программа задержалась, и вот уже какой сезон у нее лучшие показатели, эти самые оголтелые рыночные злокозненные рейтинги. И мне это очень радостно, потому что туда приходят многие достойные личности, которых на других каналах не встретить. Вот сейчас к нам придет Дима Песков, пресс-секретарь Владимира Владимировича Путина. Так значит, и император нас смотрит по ночам? Был у нас и господин Мутко министр. Ага – вот куда наша нехитрая проповедь завела. Значит, они там тоже голодают по чему-нибудь, способному хоть что-то еще рождать, кроме «Моей прекрасной няни».
От цивилизации силы к цивилизации цифр - по Шпенглеру
- Дмитрий, вы согласны с Юрием Шевчуком, который говорит, что надо заниматься не политикой, а просвещением народа?
- Совершенно правильно. Я был свидетелем полемики между двумя очень уважаемыми мною коллегами - Димой Быковым и Сережей Пархоменко. Дима выразился в очень близком мне и, очевидно, Юрию Шевчуку тоже, духе. Он сказал: «Главная беда России - в абсолютном невежестве ее населения». А я добавлю от себя: главный сатирический персонаж Салтыкова-Щедрина - это не органчики и не тот губернатор, который про горчицу трактаты выпускал, это глуповцы, головотяпы чертовы, – вот кто самые страшные. Мне кажется, какое бы правительство в обозримом будущем ни пришло – красть будут. Но вот ведь как народ наш часто рассуждает: «Самое мерзкое в государственной краже – то, что эти деньги достаются не лично мне. Самое омерзительное в гламурных вечеринках, что на них не приглашаюсь лично я!» Но чтобы мы ни взяли с Запада или Востока, все обречено на провал только потому, что мы маловразумительны. Мы еще не перешли от цивилизации силы, по Шпенглеру, к цивилизации цифр, как это сделал остальной прогрессивный мир. Вот когда мы, русские, поймем, что красть скверно, что пить с ревизором омерзительно, что квалификация важнее знакомства, что, если у тебя родственник - прокурор, то об этом лучше молчать, что хвастаться награбленным отвратительно, и так далее, - вот тогда что-то начнет меняться.
И еще мне кажется, что в плачевном состоянии нашего общества виновато ослабление роли семьи. Потому что сожительство двух голодранцев под одной крышей семьей назвать очень трудно. Комиссары в пыльных шлемах за семьдесят лет смогли уничтожить дедушкины часы, которые должны стоять в углу и веками отбивать время в доме. Это ужасно. Но, мне радостно, что сейчас понемногу происходит накопление вот этих семейных добродетелей. Мы начинаем закладывать династии, и это, прежде всего, вопрос образования. Прежде всего, вопрос работы над собой. Мне кажется, что на нашем поколении уже пора бы поставить крест, а вот на поколении моих детей еще рановато. Вот тут бы я еще поработал. Им должно быть противно смотреть сериал «Универ». Им должно быть крайне интересно смотреть «Амаркорд» Феллини. Должно быть интересно читать Чехова – это не такая скучная вещь…
Конечно же, нельзя, чтобы народ безмолвствовал, как в «Борисе Годунове». А, с другой стороны, да хоть бы даже мы все бы облились бензином и закончили жизнь самосожжением на Красной или Дворцовой площади, от того же умнее мой сын не станет. А если он не станет умнее, то и жертвы напрасны. И я должен смотреть на два метра дальше собственного капота, я должен отвечать за себя и за своего сына. И я буду надеяться, что также за своего сына будет отвечать мой сосед. Вот тогда будет гораздо больше проку для России.
Михаил Садчиков, «Фонтанка. ру»,
Фото Михаила Садчикова-младшего