На недавнем новогоднем благотворительном вечере для воспитанников детских домов, интернатов, пациентов детских клиник, который устроила в Петербурге компании Disney, теле- и радиоведущая Ольга Шелест была специальной гостьей. Дети со всей России с радостью фотографировались с ТВ-звездой, брали автографы, по-дружески общались с ней… Было видно, что Шелест в таком проекте – человек не случайный. Она охотно согласилась поговорить с обозревателем "Фонтанки" о добрых делах и благотворительности…
- Ольга, часто ли Вам доводилось участвовать в благотворительных проектах?
- Конечно, и это уже стало частью моей жизни. Всегда нужно, чтобы кто-то провел какое-то мероприятие, что-то сказал, кого-то представил, что-то помог продать на благотворительных аукционах. И как откажешь людям, если видишь их искреннее желание помочь тем, кому трудно. Я много времени посвящаю благотворительности, но не вижу в этом никакого самопожертвования: мне кажется, это должен делать каждый человек. В меру своих сил и возможностей, конечно. В моей жизни разные события случаются, я вела немало благотворительных вечеров, но здесь, в Петербурге, на диснеевском вечере, все-таки особая атмосфера. 600 детей со всей России собрались здесь. Мне кажется, ваш город вообще такой новогодний сам по себе, а тем более событие происходит в сказочном Михайловском театре, где показывают премьеру балета «Спящая красавица» - такие события запоминаются на всю жизнь.
- На вечере в Михайловском Вы были «приглашенной звездой»… А благотворительностью не по приглашению, а, если так можно выразиться, по душевному порыву, Вы занимаетесь?
- Конечно, ведь в жизни одно за другое «цепляется», одно из другого вытекает. Например, мы вместе Ритой Митрофановой, моей коллегой по радио- и ТВ-проектам, решили вдвоем сложиться и купить плазменный большой телевизор из своих личных средств, чтобы отвезти его в центр, где лечатся дети с такой загадочной и странной болезнью, как муковисцидоз. Им в детскую комнату нужен телевизор, потому что дети очень много времени проводят на лечении, им нужны какие-то развлечения. Родители, конечно, приносят кому-то небольшие телевизоры, но не всем, да и с появлением большого экрана у детей будет возможность собираться «кучкой» и вместе проводить время. Тем более, с 31 декабря, на канале 7ТВ начнет вещание новый эфирный канал Disney.
- А почему Вы вышли именно на этот медицинский центр?
- На самом деле я давно с ними сотрудничаю, и в прошлом году проводила для них такое мероприятие: мы выпускали футболки с изображением известных людей и продавали за достаточно высокую цену в ЦУМе. Это был не аукцион, просто была выпущена серия этих маек, и люди покупали, хотя одна такая майка стоила 10 тысяч рублей. Разумеется, деньги отдавали не за майку, а чтобы поддержать добрый проект. Я сама тогда купила футболки с Ваней Ургантом, Ильей Лагутенко, и эти средства пошли в фонд, который занимается муковисцидозом. И мы сдружились с докторами, я сама узнала об этой болезни, только проведя какое-то мероприятие, и поняла, что никто не застрахован от этого. Ведь и богатые, и бедные, люди разных национальностей могут подвергнуться этому страшному недугу, любой ребенок может родиться с такой болезнью. Эти люди очень недолго живут, около 30-40 лет, и хочется, чтобы этот небольшой отрезок времени был очень ярким, насыщенным. Они живут полноценной жизнью, принимают лекарства, постоянно проходят обследования, должны хранить свой иммунитет, там очень серьезная медицинская история, но пока государство не очень активно участвует, лекарства для таких больных стоят очень дорого, и дотаций, конечно же, не хватает. Поэтому создаются благотворительные фонды, которые помогают преодолевать финансовые трудности… А поскольку я обладаю такой трибуной, как ТВ и радио, то могу в свою программу приглашать людей и рассказывать об этом. Вот у меня в эфире и появились люди, которые рассказали о муковисцидозе, к нам постоянно приходят люди из фонда «Подари жизнь» Чулпан Хаматовой, из фонда «Линия жизни». Мы не теряем связи, и даже сейчас, несмотря на горячую пору для меня как ведущей различных предновогодних мероприятий, мне захотелось им сделать что-то доброе и предновогоднее.
Разумеется, покупкой телевизора, даже с самым большим экраном, мы не ограничиваемся. Мы с Ритой пытаемся договариваться с различными компаниями: помогите детям! И, знаете, бывают удивительные примеры: так, в этом году компания Nokia в Москве решила не проводить корпоративный Новый год, а сэкономленные деньги потратить на благотворительность. Средства они перечисляют в различные детские дома, в фонды, в том числе и тот, что занимается лечением муковисцидоза. Или, допустим, я, познакомившись с человеком, чья компания производит различную салатную, зеленую продукцию, предложила ему помочь нашим подшефным детям, которым, конечно же, нужны витамины, и теперь они будут поставлять в больницы свою продукцию на благотворительных началах.
- Есть две позиции людей по отношению к благотворительности: одни говорят, что этим надо заниматься, тихо, не афишируя своих дел, а другие, наоборот, считают, что нужно не стесняться, не скрывать добрых дел, чтобы и другие видели, хотели включиться в этот важный процесс… Вам, я так понимаю, ближе вторая точка зрения?
- Я считаю, что каждый выбирает сам как ему удобно. Ситуация с благотворительностью в нашем обществе сейчас непростая. И мы должны бить во все колокола, привлекая внимание и широких масс, и государства. Ведь та же встреча президента России Дмитрия Медведева с различными благотворительными фондами подтвердила то, что не хватает государственной поддержки, невозможно пробиться сквозь бюрократические препоны, и, конечно, государство должно активней помогать людям с ограниченными возможностями здоровья.
Но, безусловно, нужно помогать и «тихо». Здорово, если кто-то просто перечисляет деньги в какие-то фонды, и я так тоже часто делаю. Есть специальные закрытые сайты, через которые ты перечисляешь деньги, не вписывая ни своей фамилии, ни имени, ты порой даже не знаешь, кому пойдут эти деньги, но делаешь свои взносы просто потому, что доверяешь тем людям, которые этими деньгами распоряжаются. Я лично знаю человека, который создал такой сайт для своих, для друзей, и делает это все спокойно, тихо, как говорится, без шума и пыли. Другой вопрос, что наше общество еще только начинает привыкать в такого рода анонимным пожертвованиям. А ведь даже 10-50 рублей, когда вы на той же почте купите какой-то атрибут благотворительности или просто перечислите на чей-то счет, могут принести реальную пользу. Даже копейка может спасти чью-то жизнь, и если миллион человек отдадут по копейке, то это уже будет сумма!
- В Петербурге, Москве и других городах недавно прошли акции по сбору мелочи, и монетки, собранные вместе, помогали больным детям…
- Я сама участвовала в этой акции и видела, как люди несли банки этой мелочи, потому что ты ее автоматически складываешь у себя в доме, а потом все скапливается в невероятных количествах. Я тоже пришла с пакетом мелочи. В банк или в супермаркет принести такую кучу медяков как-то неловко. А тут такая прекрасная акция! Чем больше такого тонкого креатива будет, тем люди охотней включатся в добрые дела.
- Не так давно один известный певец приобрел оборудование для клиники, но при этом собрал журналистов, чтобы красиво всем рассказать о своем «порыве души»… А другой народный артист согласился поучаствовать в благотворительном аукционе, потребовав себе гонорар в 15 тысяч евро… Как вы относитесь к тому, что некоторые звезды, медийные персоны явно пиарятся за счет добрых дел, а другие просят у организаторов кругленькие суммы?
- У каждого своя философия. Действительно, есть и такие знаменитости, что пиарятся, зарабатывая себе баллы. Но, знаете, у меня рука не поднимается их осуждать: если такой человек внес хоть какую-то лепту, и его действия спасли кому-то жизнь – это уже великое дело. Пусть хоть пропиарится двести пятьдесят раз, но если какой-то мальчик получит протез или девочка получит новый клапан в сердце – это важней всего.
Недавно я приняла участие в рекламной акции «Доступная среда для инвалидов». Этот проект призван донести для людей, что инвалиды - такая же часть общества, и не надо их скрывать за какой-то стеной, они должны быть также интегрированы в наше общество, а, с другой стороны, самим инвалидам не стоит бояться, раскрываться, думать, заявлять о себе. Потому что иначе мы просто разделимся на два вида: те, что ограничены в здоровье, и другие, которые их просто не замечают. За эту рекламу денег мне не заплатили, да я бы и не взяла, потому что от таких проектов нельзя отказываться…
- Как Вам кажется, какие формы благотворительности нужно развивать в России активней?
- Стоит активней внедрять смс-благотворительность, когда ты отправляешь смс-ку, у тебя списываются деньги со счета, и они поступают на благотворительный счет. На Западе это очень здорово работает. Помню, в Твиттере певица Пинк обратилась к своим фолловерам (читателям Твиттера): «У меня семь миллионов фолловеров, и если каждый из нас перечислит один доллар на такой-то номер смс, то мы соберем семь миллионов долларов». И они сделали это! Собрали семь миллионов в помощь жертвам Гаити, когда там случилось землетрясение. Это же настолько легко: ты просто отсылаешь смс-ку, с тебя снимается доллар, и все! А как здорово сработало!
Конечно, у нас люди куда более инертные, чем на Западе, но в душе они добрые, отзывчивые, сердечные. Часто им нужен какой-то толчок. И если в Интернете повсеместно появятся какие-то платежные системы, которые позволят легко совершать добрые дела, то можно и в России собирать очень достойные суммы на реальные благотворительные проекты.
Михаил Садчиков, «Фонтанка. ру»
Фото Михаила Садчикова-младшего
Ольга Шелест: Мы сбросились с Ритой Митрофановой и купили в больницу детям телевизор…
28 декабря 2011, 15:48
446
Поделиться