В ночь первого крупного снегопада за эту зиму по улицам города ездил автобус с председателем комитета по благоустройству Андреем Подобедом, вице-губернатором Сергеем Козыревым и журналистами. Чиновники буквально с колес давали комментарии по уборке улиц. В целом остались удовлетворены увиденным, но утром обещали сделать окончательные выводы.
В ночь первого действительно крупного снегопада за эту зиму по улицам города ездил автобус с председателем комитета по благоустройству Андреем Подобедом, вице-губернатором Сергеем Козыревым и журналистами. Чиновники буквально с колес давали комментарии по уборке улиц. В целом остались удовлетворены увиденным, но утром обещали сделать окончательные выводы.
Ощущения авральной уборки на улицах Петербурга не наблюдалось. С одной стороны, снег валил, начиная с половины четвертого дня 11 января, и хотелось увидеть все полторы тысячи единиц уборочной техники, брошенные на борьбу со стихией, о которых заявил комитет по благоустройству. С другой стороны, журналисты привыкли по предыдущим годам к тому, что вдоль пути официальных лиц даже при "внеплановом" объезде всегда бурлит работа. А тут, за исключением Дворцовой и Невского, представители СМИ устали загибать пальцы в подсчетах встречающихся машин. Их было мало - едва хватило на две руки. Но аргумент в пользу чиновников есть - проезжая часть в большинстве случаев действительно выглядела обработанной. Не сухой, конечно, но уж точно посыпанной реагентами.
А вот о тротуарах этого сказать было нельзя практически повсюду. Андрей Подобед настаивал: обеспечена гарантированная ГОСТом безопасность для пешеходов. Судить на ночь глядя не рекомендовал, приводя в пример один из районов, где руководитель ответственного ГУДСП ночью вывел только полторы сотни сотрудников на уборку, а к утру обещал увеличить их численность почти в пять раз, чтобы к моменту, когда большинство петербуржцев будут собираться на работу, их бы ждали уже вычищенные под ноль тротуары. Впрочем, даже большое количество дворников не смогут расквитаться со снегом до конца. Схема закупки и распределения техники в прошлые годы привела к ее дефициту в ряде районов. Как ни странно, недостаток остро ощущается в центре города. На это также повлиял и срыв контракта с Bobcat. С поставщиком, вероятнее всего, расторгнут отношения. Другая сложность уже для имеющейся в наличии техники - рекламные щиты на тротуарах, установленные так, что даже самым малогабаритным машинам не пробраться. С нарушителями Подобед предлагает бороться радикально - демонтировать. Такие меры предполагает принятый 11 января регламент уборки улиц. Мешающие конструкции должны убрать с улиц в течение года.
По словам чиновников, общее количество техники государственных предприятий, работавших в ночь на 12 декабря, составило 1300 единиц, еще 200 предоставили подрядные организации. Ручную уборку должны были осуществлять 1,5 тысячи дворников. "Ручников" видели на главной улице города и на проспекте Славы. На Невском убирали, во Фрунзенском районе двое в ярко-оранжевых жилетах фотографировались у декоративной светящейся елки.
Все, что собрали с улиц Петербурга, отправилось в плавильни и шахты "Водоканала". Одна из передвижных плавилен установлена на Дворцовой площади со стороны Певческого моста. Весь снег с площади отправлялся в ее топку. При этом, как отметил Подобед, в городе есть ряд мест, где принципиально не применяются реагенты. Дворцовая как раз из их числа. В прошлые годы снег с нее вывозили на Народную, однако такой вариант с десятикилометровым путешествием через весь город признали нерентабельным и решили использовать именно плавильную машину. В смену она перерабатывает 3 тысячи кубометров снега. Правда, и "кушает" 3 тысячи литров топлива. Такие аппетиты, несмотря на критику, считаются весьма выгодными.
Математика председателя комитета по благоустройству такова: раньше с учетом поездок на Народную стоимость была 100 рублей за кубометр, сейчас в два раза дешевле. Есть одно существенное "но": снег сильно загрязнен, но и на это у чиновника нашелся аргумент. В камере установлена кассета, улавливающая бытовые отходы, и вода спускается чистая. Кассета меняется раз в два часа. Цена "кассетного" вопроса осталась за скобками.
Перемещаясь от точки к точке, высокая проверка резюмировала: дороги в удовлетворительном состоянии. Вице-губернатор Козырев же подчеркивал, что в первую очередь - в безопасном. После Дворцовой площади делегация отправилась на Рижский, 43, где располагается плавильная камера КБДХ. На небольшой площадке - только плиты с щелями и большая решетка. Под ней на глубине в 18 метров - сточные воды "Водоканала", их тепло и плавит снег. Как это выглядит, воочию удалось убедиться на проспекте Обуховской Обороны, где также находится шахта коллектора. Сквозь более крупную решетку при свете фонаря можно было рассмотреть бушующий подземный поток. Причем высота оказалась действительно головокружительной. Сброшенный грузовиком снег уж точно не долетал до дна в твердом агрегатном состоянии.
Эффективность таких плавильных камер с использованием тепла сточных вод, по словам чиновников, очевидна: за сезон одна такая плавильня способна переработать миллион кубов снега. Только камера на Рижском должна обеспечить утилизацию снега с территории всего Адмиралтейского района. По мнению Андрея Подобеда, еще 15 аналогичных камер способны навсегда (или как минимум на ближайшие несколько десятилетий) решить снежную проблему города в целом и избавить экологов от забот по борьбе со складированием снега на площадках.
По ходу объезда Андрей Подобед постоянно обращал внимание на технику,встречающуюся по пути, называя и ее модель, и основные характеристики. У одного чистильщика решили притормозить. Мало того что была подробно описана сама машина, ее тут же нашли на онлайн-карте, где указаны все находящиеся на уборке улиц машины.
В идиллическую в целом на словах картину уборки, пусть даже и оцененную "удовлетворительно", стоит добавить ложку дегтя. Дело в том, что уборка начинается с момента окончания снегопада. И существует градация улиц по категориям. Перворазрядные проспекты, такие, как Невский и Московский, должны привести в порядок минимум за 4 часа. Для улиц попроще норма от 8 до 12 часов. Впрочем, чиновники обещают постараться контролировать процесс постоянно. Так, вице-губернатор особо выделил то, что есть конкретные люди, отвечающие за ту или иную территорию лично.
"Я бы хотел, чтобы снега было много, - заявил журналистам вице-губернатор Козырев. - Я рад, что будет вторая волна, моя задача в этом году увидеть все ошибки, чтобы избежать их в следующем", - подчеркнул он.
Успешной ли будет работа над ошибками как прошлых лет, так и новыми, станет понятно утром 12 января, а равно и в последующие дни. Прогноз неутешителен для коммунальных служб: снега может навалить до 25 - 30 сантиметров. Петербуржцы хотят услышать мнение не только ответственных за уборку чиновников, но и лично губернатора. Он безмолвствует в Сети с 6 января. Поздравил с Рождеством и прервал переписку, даже традиционных пожеланий доброй ночи нет. Этой ночью ему в "Твиттере" не раз писали об отсутствии техники на улицах и даже слали фотографии.
Ксения Потеева, "Фонтанка.ру"