В Смольном сделали первый реальный шаг по созданию альтернативы Орловскому тоннелю в схеме транспортного обхода центра. Комитет по развитию транспортной инфраструктуры объявил конкурс на разработку проекта тоннеля под мостом Александра Невского на правом берегу Невы, который должен взять на себя часть функций опального проекта.
Орловский тоннель был частью так называемого внутреннего транспортного полукольца, которое необходимо Петербургу для быстрого объезда центра: предполагалось, что машины, следующие с юга, будут сначала идти по набережной Обводного канала, выходить на Синопскую набережную, откуда через тоннель под Невой попадать на Свердловскую набережную на правом берегу и далее двигаться в сторону Приморского шоссе.
Для реализации этой идеи в последние годы Смольный вел работы на всех участках этого полукольца: началась реконструкция набережных Обводного канала и строительство развязки на Пироговской набережной возле Сампсониевского моста, был построен новый тоннель под Литейным мостом. Осенью 2011 года должно было начаться строительство Орловского тоннеля, однако, как известно, новые петербургские власти крайне скептически отнеслись к этому проекту, и сейчас он фактически заморожен.
Между тем очевидно, что без тоннеля полукольцо разрывается на два разрозненных участка. Именно поэтому в середине ноября 2011 года глава комитета по развитию транспортной инфраструктуры Борис Мурашов заявил, что в его ведомстве нашли альтернативу: функции Орловского тоннеля возьмут на себя две новые развязки – на правом берегу возле моста Александра Невского и на правом берегу на Красногвардейской площади, возле Большеохтинского моста.
И как стало известно «Фонтанке», комитет уже сделал первый реальный шаг по созданию этой альтернативы: ведомство объявило конкурс на разработку предпроектной документации по строительству развязки на Малоохтинском проспекте под мостом Александра Невского.
Напомним, что сейчас движение под переправой затруднено из-за двух светофорных постов на этом участке – на съезде с моста и на подходе к нему. Например, для того, чтобы попасть с моста на Малоохтинский и следовать далее в сторону Свердловской набережной, нужно в самом конце переправы повернуть в боковой карман возле здания Морской академии, а затем отстоять на светофоре.
На карте красным отмечен вариант проекта внутреннего транспортного полукольца без Орловского тоннеля, зеленым - участок с Орловским тоннелем.
Как рассказал «Фонтанке» главный специалист отдела проектирования комитета по развитию транспортной инфраструктуры Евгений Васильев, предполагается, что под мостом будет построен тоннель, движение по которому будет осуществляться в обе стороны – с севера на юг и с юга на север. Те, кому нужно следовать с переправы на Свердловскую набережную, смогут беспрепятственно повернуть направо, а затем, проехав над тоннелем и спустившись по рампе, влиться в транзитный поток. Таким же образом будет осуществляться съезд в обратную сторону: чтобы попасть на Октябрьскую набережную, нужно будет повернуть налево и затем присоединиться к машинам, выезжающим из тоннеля.
Правда, при таком варианте пропадает возможность попасть с Малоохтинского проспекта на мост, причем как для тех, кто следует с севера, так и наоборот. Как говорят в комитете по развитию транспортной инфраструктуры, это будет один из тех вопросов, который должен будет решить подрядчик по разработке предпроектной документации при моделировании транспортных потоков на этом участке.
В частности, возможно, для заезда на мост с Малоохтинского при движении с юга на север будет использоваться Республиканская улица, расположенная чуть дальше Заневского проспекта. Что касается попадания на переправу тех машин, которые следуют с севера, то здесь может быть принят другой вариант: двигаясь по Свердловской набережной, они будут поворачивать на Красногвардейскую площадь, где планируется построить многоуровневую развязку, выезжать на проспект Шаумяна и по нему попадать на Заневский.
В комитете подчеркивают, что данная схема движения – это видение специалистов ведомства; компания-подрядчик должна будет проанализировать их и, возможно, предложить свои собственные. Согласно условиям конкурса, разработать предпроектную документацию нужно к середине июня 2012 года, стоимость работ оценивается в 1,5 млн рублей. Отметим также, что, по сравнению с Орловским тоннелем, у этого варианта транспортного обхода центра есть один существенный минус: в период летней навигации и разводки мостов полукольцо разрывается на две части. Зато есть плюс: за проезд по данному маршруту не придется платить, в то время как Орловский тоннель планировалось сделать платным.
Что касается цены, то пока стоимость тоннеля под мостом Александра Невского не называется; отметим, что подобное сооружение чуть меньшего размера под Литейным мостом обошлось в 1,9 млрд рублей. Развязка на Красногвардейской площади (по предварительным подсчетам, которые ранее озвучивал Борис Мурашов) может стоить 11 млрд рублей. Напомним, что строительство Орловского тоннеля оценивалось в 115 млрд.
Андрей Захаров, "Фонтанка.ру"