«Лейтенант полиции признался в избиении школьника палкой от швабры», «руководители УМВД по Невскому району отстранены по указанию Суходольского» - это официальные заявления петербургских правоохранителей. «Подростка били втроем», «на нем не было живого места» - это комментарии источников «Фонтанки» в СК и УСБ. Резонансное с самого начала дело о гибели несовершеннолетнего превращается в мегаскандал.
«Владелец данного номера настроен только на хорошее», - услышал репортер «Фонтанки» заставку в мобильном телефоне исполняющего обязанности заместителя начальника 75 отдела полиции Невского района по службе. Мы позвонили Олегу Прохоренко, так как именно он был одним из тех, кто принимал участие в задержании 20 января этого года 15-летнего Леонтьева, скончавшегося впоследствии в машине скорой помощи.
«Задавайте все вопросы через Следственный комитет», - сдержанно ответил он на все наши вопросы.
Как нам пояснили в Следственном комитете — его в этот момент допрашивали.
Официальная позиция ГСУ СК РФ по Петербургу выражается следующим образом: «В результате проведения следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий, выполненных на высоком профессиональном уровне, следователями совместно с сотрудниками УСБ ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области был задержан 24-летний Денис Иванов, участковый уполномоченный 75 отдела полиции УМВД РФ по Невскому району Санкт-Петербурга, лейтенант полиции».
Коллега этих трех офицеров — начальник главка Михаил Суходольский - также не стал равноудаляться от ситуации. «В то время, пока шла коллегия (а она, отметим, идет третий день. — Прим. ред.), их подчиненные с пристрастием допрашивали подростка, в буквальном смысле выбивая из него показания. Причем делали это сотрудники, прошедшие аттестацию, в свободное от работы время", — заявил генерал. Таким образом он отстранил от работы начальника УМВД по Невскому району Валерия Белоцерковского и его заместителя. До окончания проверки.
С точки зрения службы в полиции и карьерного роста, эти публичные высказывания являются приговором.
На данный момент следствие установило, что изначально Иванов и Прохоренко активно противодействовали следствию и давали показания о том, что к подростку была применена физическая сила только в момент его задержания. Заодно после окончания коллегии в здании на Суворовском начнут разбираться, почему начальник Управления уголовного розыска Константин Власов изначально получал некорректную информацию от руководителей подразделения в Невском районе. Так, ему было сообщено, что скорая не зафиксировала травм на теле ребенка, а сотрудник УСБ сегодня сообщил «Фонтанке», что «на теле несовершеннолетнего не было живого места» и, по мнению службы, так или иначе, в избиении принимали участие все трое полицейских. Сам участковый Иванов сознался, что «жестоко избил подростка, нанеся ему множественные удары черенком от швабры и руками».
Однако точно говорить о причине смерти до сих пор нельзя, так как, по данным «Фонтанки», до сих пор не проведено вскрытие тела.
- Прокуратура должна изучить все случаи задержания. Если выяснится, что такая практика существовала и раньше, под суд должны пойти начальники, которые допустили подобное обращение с задержанными, - считает уполномоченный при президенте России по правам ребенка Павел Астахов.
Пока же читатели «Фонтанки» присылают нам не только эмоциональные комментарии, но и, как они полагают, факты избиений, ранее случавшихся в 75 отделе. Так, один из наших респондентов считает, что задержанный 11 января полицейскими 75 отдела бездомный также подвергался насилию перед тем, как признаться в грабеже.
Справка:
20 января 2012 года в 23:50 и.о. зама по службе 75 отдела полиции Прохоренко и участковый Иванов вышли из 46-го опорного пункта, расположенного в доме 12, корпус 1, по улице Шотмана. Вскоре они увидели, как два молодых человека напали на 44-летнюю петербурженку. Одного из них — 15-летнего Леонтьева - они смогли задержать. Второй несовершеннолетний вскоре был установлен. После доставки в отдел задержанному подростку сотрудниками полиции была вызвана бригада скорой помощи, где он и скончался, не доехав до больницы.
P.S.
Вечером 23 января на связь с редакцией "Фонтанки" вышли знакомые семьи погибшего подростка. Они опровергли высказывавшуюся первоначально полицейскими версию о том, что задержанного мальчика можно было отнести к числу неблагополучных. Он рос с мамой и сестрой, бабушкой и дедушкой, но не был обделен и вниманием отца. Занимался баскетболом и не употреблял наркотики. А поднять руку на женщину не мог априори, так как в семье очень уважительно относятся к слабому полу. Сейчас перед родными погибшего стоит очень много вопросов - кто ведет дело, каковы результаты экспертизы, кто является потерпевшей по делу о грабеже и т.д. и т.п. Почему родных не вызвали в отдел - разыскивать мальчика начала сама обеспокоенная его долгим отсутствием мать. Ну и, наконец, почему его состояние (а как выясняется, увозили подростка из отдела уже в коме) сначала получило иную трактовку..."Фонтанка" попытается помочь найти ответы хотя бы на некоторые вопросы.
Ксения Потеева,
«Фонтанка.ру»