Председатели ТИКов проигнорировали распоряжение горизбиркома не выдавать открепительные удостоверения для голосования 4 марта тем, кого вышестоящие руководители или районные власти принуждают их получать и потом сдавать. «Фонтанка» провела эксперимент в трех первых попавшихся ТИКах - Пушкинского, Красногвардейского и Кировского районов. Во всех трех случаях нам выдали открепительные, хотя корреспонденты, выступившие в роли работников бюджетных учреждений, прямо сказали, что их «заставили взять, чтобы потом сдать».
30-го января «Фонтанка» сообщала: после появления информации про учителей и врачей Петербурга, которых принуждают получать открепительные талоны и сдавать их начальству, горизбирком разослал в ТИКи указание: если в комиссии увидят, что на пришедшего за открепительным «оказывается воздействие с целью принуждения получения им открепительного удостоверения, следует отказать в его выдаче». Документ, копия которого хранится в редакции, подписан Дмитрием Краснянским, заместителем председателя горизбиркома. Не зная, как выглядит человек, на которого оказывается «воздействие с целью принуждения», корреспонденты «Фонтанки» говорили просто: мы пришли, нас заставили, а что нам дальше делать?
Председателю ТИКа № 20 Пушкинского района Петру Широкову корреспондент представился фельдшером. Сообщил, что работает на станции неотложной скорой помощи при поликлинике Кировского района.
- Главный врач велел нам всем взять открепительные. Их потом отнесут в районную администрацию и оставят в отделе здравоохранения.
- Понятно! – вздохнул председатель. – Знаю, что бюджетников заставляют.
Он открыл сейф и достал оттуда бланк открепительного удостоверения.
- Заполняйте заявление, пока я буду искать ваш участок. Пишите, что 4 марта будете работать, поэтому берете открепительное удостоверение.
Петр Широков взял паспорт и стал переписывать данные в список тех, кому выдали по Пушкинскому району открепительные талоны. Корреспондент оказался 59-м в перечне.
- Вы же вычеркните меня из списка избирателей? Сдав открепительное в администрацию, я уже не смогу проголосовать?
- Да, - ответил Широков, отдавая талон.
Пройти в ТИК, расположенный в Красногвардейском районе, оказалось непросто: здесь, прямо на входе, попросили предъявить паспорт и занесли в список посетителей. Любезно объяснив, как пройти, охранник администрации открыл ворота и пропустил нас внутрь. Оказалось, что прямо под территориальными участками уютно расположилась районная прокуратура.
В ТИК № 4 было тихо. В кабинете сидели три человека. Один из них — явно посетитель, но чей-то знакомый. В целом, сотрудники комиссии проявили себя весьма любезными и приятными в общении людьми.
- Давайте документы, - сказал сотрудник ТИКа.
- Ой, как у вас их много, - удивилась «учительница», увидев целую коробку с открепительными удостоверениями.
- Что вы думаете, мне их потом еще по участкам раздавать.
- Полшколы гоняют за открепительными... Нам сказали взять документ и отдать.
- Зачем отдать?
- Не знаю.
- Ну это понятно, почему они это делают, ясно зачем.
- Обидно, я хотела сама проголосовать.
- Ну, так что вам мешает проголосовать?
- Я же сейчас отдам открепительное, получается - не смогу этого сделать.
- Вы только не говорите никому, что вы кому-то отдаете открепительное. Здесь-то еще ладно, а если кто-то будет спрашивать из наблюдателей... Лучше не говорите, не стоит. А то потом ваше же начальство будет иметь бледный вид.
- Мы не против, целый день отгула... А какое-то заявление надо писать?
- Конечно, вот у вас бланк лежит. Берите ручку.
- А Вы можете, например, не дать открепительное или отказать?
- На это есть совершенно четкое указание: я не могу выдать, если вы не зарегистрированы, нет с собой паспорта. Только на этом основании.
- Я где-то читала, вчера шло... что если принуждают, не давать, не выдавать, не получать, не принимать. Правда, потом замучаешься объяснять, почему нам не дали. А как это формулируется-то... я не знаю... Что тут писать... (наступил момент указать причину, по которой берется открепительное удостоверение).
- Пишите «работы». Где это, что это - уже мало кого должно волновать.
- А много уже открепительных выдано?
- Достаточно.
- А вам же еще третья кампания светит? По осени.
- Это уже не третья, а четвертая. Если будем губернатора избирать, тогда да.
- А что, говорят, будет?
- А говорят... много чего говорят. Пока законодательно это все не установлено, говорить можно все, что угодно.
- А у вас это основная работа или по совместительству?
- Нет, это не основная.
- А, то есть вас привлекают на время выборов.
- Еще как привлекают. Так, что и не знаешь, куда тебя в следующий раз привлекут. К какой, так сказать, ответственности.
Воодушевленные приятным общением, мы отправились в следующий ТИК №3, который располагается в здании администрации Кировского района. Там нас даже не стали спрашивать кто мы и откуда, а просто отправили на третий этаж, где и располагается ТИК. Пройдя по длинным коридорам, попутно встречая объявления, где нужно получать открепительные, мы зашли в кабинет. Но там нас встретили совсем неприветливо:
- Какой адрес? Вам туда, - указали нам на стол.
На попытки разговорить их сотрудники ТИКа не реагировали: «Сегодня вся школа разъезжается по районам, кто где живет, просят брать открепительные... Интересно, а зачем они их собирают?... А много со школ приходят?», - на все провокационные вопросы и рассказы о том, как «у нас в школе всех отправили за открепительными», сотрудники лишь пожимали плечами и продолжали оформлять документ. Хотя, наверное, к тому моменту понимали, что мы здесь «не по своей воле» и совсем не потому, что 4 марта собираемся работать в другом районе. В конце концов, одна сотрудница не выдержала и сдержанно прошипела корреспонденту: «Если вы хотите получить открепительное удостоверение, держите язык за зубами о том, кто и где вас принуждает, понятно?».
«Понятно», - ответила корреспондент.
Зампред ГИК Дмитрий Краснянский, узнав о том, как исполняется поручение горизбиркома, очень рассердился, но был краток: «Какие это ТИКи, скажите мне? Просто будут убиты...», - и напомнил, что тому, кто заставляет избирателя делать то, что он не хочет, грозит лишение свободы на срок до пяти лет по статье 141 «воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий» УК РФ.
А «Фонтанка» попыталась узнать у специалистов, зачем же нужны такие ухищрения. Комментируя ситуацию с открепительными удостоверениями, Борис Вишневский, депутат ЗакСа от фракции «Яблоко», предположил, что администрации собирают талоны для того, чтобы по итогам выборов их район был в лидерах по количеству пришедших на участки и проголосовавших за конкретного кандидата. «У нас администрации традиционно соревнуются между собой за эти цифры», - пояснил Вишневский. В день выборов, по его словам, открепительные удостоверения выдадут, к примеру, студентам - с инструкцией, в какой УИК идти и к кому там подходить.
Иную версию выдвинул Александр Карпов, участник инициативной группы «Право выбора», который образно назвал происходящее современной формой крепостного права. По его словам, по открепительным проголосуют подставные люди. Обычно, если верить Карпову, с таких удостоверений делают высококачественные копии - количество поддельных удостоверений может быть от нескольких десятков до сотен штук. В день выборов их выдают провокаторам вместе со списком УИКов, в которые нужно прийти.
«Как правило, человеку с поддельным талоном называют имя сотрудника УИКа, к которому нужно подойти и произнести условленную фразу, - заметил Александр Карпов. – Если подойти не к тому, то будет скандал». Ведь данные в паспорте провокатора и в талоне для голосования заведомо не совпадают.
Номер «отработанного» открепительного в УИКе заносят в список голосования по таким удостоверениям. Обнаружить фальсификацию без сличения этих перечней по участковым комиссиям невозможно. «Номера открепительных в систему ГАС «Выборы» не вносят, - продолжил Александр Карпов. – Поэтому по одному и тому же талону голосуют несколько раз». Фальсификаторы, по мнению Карпова, не боятся, что количество отданных голосов по открепительным может оказаться больше, чем таких удостоверений было выдано ЦИКом: «Как правило, те, кто берет удостоверения в ТИКах без принуждения, редко ими пользуются».
Напомним, что по последним данным в городе выдано 3 тысячи открепительных удостоверений. По закону, талоны можно выдавать до 3 марта. Всего же Центризбирком выделил на Петербург 80 тысяч таких удостоверений. По информации, предоставленной ТИКами, на первом месте по количеству выданных Адмиралтейский район – в ТИК № 1 за талонами пришло более 270 человек. До 200 зарегистрировано в Василеостровском, Кировском и Приморском районах.
Денис Аксенов, Мария Цыганкова, Александра Медведева, «Фонтанка.ру»