На бывшей территории завода «Петмол» начался снос производственных помещений. Но петербуржцев просят не беспокоиться — никакие объекты историко-культурного наследия не пострадают: исторические здания находятся за пределами будущей зоны застройки. Сейчас производится только демонтаж бывших цехов, которые находятся в аварийном состоянии. От ответа на вопрос, что появится в будущем на углу Обводного канала и Московского проспекта, инвестор пока предпочитает уклоняться.
Денис Садовский
Снос зданий на территории завода «Петмол» начался вечером 31 января, и его немедленно заметили бдительные горожане. Их обеспокоила судьба памятника архитектуры федерального значения - скотопригонного двора, построенного по проекту архитектора Иосифа Шарлеманя, до недавнего времени это здание входило в комплекс помещений молококомбината. Ответ службы Госстройнадзора о том, что никакого разрешения на производство работ по этому адресу не выдавалось и сейчас проводится проверка, спокойствия петербуржцам не добавил.
Инвестор и владелец участка, Meridian Capital CIS Fund, подтвердил свои намерения приступить к строительству уже во втором квартале этого года и пояснил, что сейчас ведется расчистка и подготовка площадки для будущего строительства. На территории «Петмола» сейчас проводятся работы по демонтажу производственных корпусов, находящихся в аварийном состоянии и попадающих в перспективную зону первой очереди нового строительства. На снос этих зданий разрешения не требуется, а все прочие документы получены в соответствии с действующим законодательством. Заодно в компании заверили, что беспокоиться петербуржцам не о чем — скотопригонный двор не тронут. Этот памятник архитектуры находится в федеральной собственности и расположен на земельном пятне, которое не имеет к инвестору никакого отношения.
На вопрос о том, как будут выглядеть объекты на территории бывшего завода, инвестор пока не смог ответить. Не сообщил он также, согласована ли эта концепция в КГА и в КГИОП, — многоэтажные здания в этой части города могут влиять на значимые городские панорамы. И хотя Московский проспект считается важнейшей магистралью города, ни на Градостроительном совете, ни на Совете по культурному наследию этот проект не представляли.
Как уже писал «Квадрат.ру» , в феврале 2011 года компания Storm Properties по заказу Meridian Capital провела конкурс архитектурных концепций по проекту «Петмол». На территории выведенного в промзону «Парнас» промышленного производства предполагалось возведение жилого комплекса комфорткласса общей площадью около 350 тысяч квадратных метров. В конкурсе приняли участие пять западных и российских архитектурных бюро, победителем — довольно предсказуемо — стал творческий коллектив Сергея Чобана и Евгения Герасимова. Архитекторы пообещали, что новая застройка не будет выбиваться из общего облика Московского проспекта, но детали концепции раскрыть отказались — интересно, что информации о победе на конкурсе и подготовленном проекте нет на сайте мастерской и по сей день.
В декабре компания Meridian Capital сообщила, что разделила участок на жилую и коммерческую зоны. Пятно под коммерческую застройку площадью 2,9 га находится внутри каре исторического здания «Петмола» и оформлено на отдельное юридическое лицо, аффилированное с Meridian Capital. Здесь должны появиться офисный и торговый комплексы, концертный зал и гостиница. Идея застройки остальной части территории остается неизменной — там по-прежнему запланировано построить 350 тысяч квадратных метров жилья.
Напомним, участок площадью 11,2 га земли, на котором располагался «Петмол», был приобретен Meridian Capital в 2008 году. Стоимость сделки ориентировочно составляла около $160 миллионов. Реализовывать стройку намеревалось ООО «Юнит», связанное с компанией «Бриз», которая реализовала проект Galeria у Московского вокзала — инвестором этого проекта тоже выступал Meridian Capital.
Интересно, что в августе 2011 года некое ООО «Эмси истейт инвестмент», на 100% принадлежащее Оксане Темирбековой, специалисту по маркетингу компании «Бриз», купило четыре нежилые здания общей площадью 1500 кв. м на территории трамвайного парка № 1 на Московском проспекте, 83. Лот был продан за 305,4 миллиона рублей. Представители «Эмси» сообщили, что на этой территории будет построено около 100 000 квадратных метров новой недвижимости, в том числе около 40 000 квадратных метров жилья класса комфорт (продаваемая площадь), 15 000 квадратных метров офисов, парковки и школа, а также не исключили, что проект застройки территории трамвайного парка и «Петмола» в итоге будет комплексным.
Справка:
Meridian Capital — инвестиционная группа, созданная, по данным Reuters, топ-менеджерами Казкоммерцбанка Аскаром Алшинбаевым (входит в совет директоров ОАО "Компания "Юнимилк""), Ианом Коннором, Евгением Фельдом и Сауатом Мынбаевым. Среди ее крупных российских инвестиций — 50% в аэропортовом холдинге "Новапорт". Meridian также занимается возведением жилья и владеет торговой недвижимостью в Петербурге. Основным акционером этой компании является бывший топ-менеджер «Казкоммерцбанка» Евгений Фельд, но сам банк не имеет отношения к проектам Meridian Capital, заверяют в пресс-службе «Казкоммерцбанка».
Скотопригонный двор состоит из центрального трехэтажного корпуса, обращенного на Московский проспект, и двух симметричных полутораэтажных флигелей. Северный флигель перестроен. Замкнутый двор площадью 1 квадратный километр предназначался для пригоняемого на продажу скота.
В 1821 - 1825 гг. архитектором Иосифом Шарлеманем было построено здание скотопригонного двора. На Царскосельский проспект (ныне - часть Московского проспекта) было выведено главное здание, в котором размещались контора, биржевой зал, чайная для купцов и квартиры некоторых служащих. Здание было увенчано фронтоном и на уровне второго этажа украшено лепным панно с изображением рога изобилия и жезла Меркурия. Нижняя часть здания рустована и решена как цоколь. Центр прорезан тремя арками-въездами, по бокам которых на постаментах из красного гранита стояли бронзовые изваяния быков работы скульптора В. И. Демут-Малиновского, перенесенные сейчас к зданию мясокомбината на Московском шоссе, 13. Боковые корпуса, связанные стеной с центральным зданием, предназначались для содержания скота и хранения сена. Их архитектурная обработка согласуется с остальными частями сооружения. В то время скот только продавали. В конце XIX века появилась и бойня.
В начале 1930-х годов бывший скотопригонный двор и бойню вынесли за пределы города. В глубине участка по проекту архитекторов В. Ф. Твелькмейера, А. М. Соколова и И. И. Фомина в 1932 - 1934 годах возвели здание молочного завода в стиле конструктивизма. Вдоль набережной Обводного канала соорудили каменную ограду с въездом на территорию молочного комбината (архитектор В. А. Матвеев).
В 1972 году было создано Ленинградское объединение молочной промышленности, головным заводом которого стал первый молочный завод города. В объединении насчитывалось двадцать молочных заводов, четыре из которых работали в Ленинграде, один в Кронштадте, а остальные - в области. Завод № 1 разместился в здании на Московском проспекте. В 2008 году производство молочных продуктов было приостановлено и переведено в промзону «Парнас».
Кира Обухова, "Фонтанка.ру"