Спокойная и размеренная внешне, Финляндия опять удивляет весь мир. В воскресенье, 5 февраля, пройдет второй этап президентских выборов. Первый тур выборов показал исторические изменения в сознании избирателей. Кандидат в президенты от Партии зеленых Пекка Хаависто победил соперника, ставшего третьим, всего на 1,3% голосов.
Поддержка кандидата от Партии зеленых является исторической не только в Финляндии, но и на уровне мировой политической арены. Партии экологической направленности сравнительно молоды, средний возраст их сторонников – 40 лет. В финской Партии зеленых около 5 тысяч постоянных членов, тогда как в Коалиционной партии - около 41 тысячи.
Не прошло и года, как президентская предвыборная кампания показала, что многие финны предпочли проголосовать за представителя меньшинств: Пекка Хаависто женат на иностранце на 20 лет моложе себя из Эквадора, да еще и на мужчине!
Как объяснить такой неожиданный выбор - и партии, и человека? Финляндия делится надвое? Кто он, Пекка Хаависто? Что ожидает россиян, и как будут складываться отношения с Россией, если президентом станет Хаависто? На эти и другие вопросы ответили сам Пекка и его супруг Антонио Флорес.
Встретиться с Пеккой Хаависто удалось на нескольких точках предвыборной кампании. Напряженный график двухнедельной гонки и последние, самые сложные этапы завоевания избирателей не отразились на Пекке. Спокойствие, добродушие и готовность ответить на самые неожиданные вопросы емко и обстоятельно – этим он покоряет не только избирателей, но и журналистов.
– Первый президентский тур вывел Партию зеленых в лидерское положение. Как вы объясните этот исторический момент?
– В последние годы сторонников партии становится все больше, потому что люди чаще задумываются об экологии, о возможности влияния на собственную жизнь. Поэтому «зеленые» получают все больше голосов.
– Как вы можете объяснить, что в течение одного года финские избиратели проголосовали за двух совершенно разных кандидатов и противоположные движения?
– Во время предвыборной кампании мне звонили журналисты то из московского "Коммерсанта", то из испанского El Pais с вопросом: что в Финляндии происходит? Вопрос сводится к следующему. Сначала финны проголосовали против иностранцев и за возвращение финской марки. Сейчас, в следующем туре, проголосовали за парня из "зеленых", еще и живущего в браке с мужчиной. Я отвечаю, что в прошлые выборы в парламент избиратели выступили против существующего правления и коррупции в политических кругах. Сейчас финны хотят показать миру, что мы - толерантная страна с глобальным дипломатическим опытом. И внутри страны это весть о том, что нет разделения на город и сельскую местность.
– Видите ли вы будущее ЕС?
– Поддерживаю ЕС и верю в евровалюту. Евровалюта явилась стабилизирующей для Финляндии, банковские процентные ставки находятся на минимальном уровне, и курс валют стабилен.
– Нужно ли Финляндии вступить в НАТО?
– Нет, НАТО принимает в членство, если страна хочет вступить в организацию. Это означает, что большинством голосов финских граждан страна может вступить в НАТО. Но я поддерживаю сегодняшнюю политику отношений сотрудничества с НАТО, когда мы участвуем в миротворческих процессах организации.
– Во время вашей работы министром окружающей среды Финляндии стартовал проект инвестиций в очистку сточных вод Санкт-Петербурга. Как вы видите развитие отношений Финляндии с Россией?
– В Финляндии множество инновативных разработок в отрасли энергосбережений, переработки отходов и биоэнергетической возобновляемой энергии. Было бы правильно развивать отношения на всех уровнях государственной власти и между частными компаниями.
– Можете ли прокомментировать инвестиции Финляндии в экологически проблемные районы России?
– Я был одним из инициаторов движения в Партии зеленых о запрете вывоза радиоактивных отходов для переработки из Финляндии в Россию. Партия этого добилась.
Я считаю, что инвестиции и сотрудничество будут расширяться, тем более что у наших стран уже накоплен большой опыт инвестиций и сотрудничества.
Во время предвыборной кампании мы проехали всю Финляндию, увидели много местностей, откуда крупные компании ушли или уходят из-за процесса глобализации.
Тем не менее опытные профессионалы узкоспециальных отраслей остаются, нам нужно увеличить взаимодействие стран и использовать этот потенциал в России для развития регионов.
– Как вы относитесь к вопросу приобретения земельных участков в Финляндии россиянами?
– Думаю, что нельзя вводить запрет на приобретение земель на основании причастности к этнической или гражданской группе. Считаю, что нужно, чтобы при приобретении иностранным гражданином недвижимости у него было контактное лицо в Финляндии для гибкого решения вопросов, связанных с уходом за недвижимостью. Насколько мне известно, особых проблем с владением недвижимостью не возникало. Хотелось бы, чтобы приобретение недвижимости финнами в России было возможным.
– Вы много раз бывали в России?
– Да, я много бывал в России, мне очень нравится Санкт-Петербург. Я был в этом городе во все времена года, и, конечно, период белых ночей особенно запоминающийся.
В Москве мне обычно приходилось бывать во время рабочих визитов, и Москва мне менее знакома. Но, конечно, во время визитов в Москву я часто бываю в театрах. Еще не был в обновленном Большом театре, надеюсь, что смогу в него попасть.
– В Финляндии совсем не ведется разговоров о том, что между странами нужно вести более активный культурный обмен, «импортировать» российское искусство (музыка, театр) в Финляндию. Будете ли вы в качестве президента способствовать этому направлению отношений между стран?
– Да, это важный фактор развития.
– Говорите ли вы по-русски?
– Немного, на уровне трех курсов.
– В Законодательном собрании Санкт-Петербурга проходит слушание законопроекта о противодействии пропаганде гомосексуализма. Можете ли вы прокомментировать эту тему?
– Считаю, что законодательство должно формироваться в соответствии с сегодняшним днем и отвечать требованиям людей. А люди хотят иметь свободу действий и отношений. Право на отношения между разными людьми должно в законодательстве соответствовать современным стандартам. Естественно, все, что связано с влиянием, направленным на детей, должно пресекаться.
Интервью с супругом кандидата, Антонио Флоресом
Антонио живет в Финляндии. Он состоит в зарегистрированном партнерстве с Пеккой с 2002 года, говорит по-фински, работает парикмахером. Фонтанка.фи задала несколько традиционных вопросов супругу президента.
– Как вам живется в Финляндии?
– Я люблю Финляндию, природу, людей.
– Умеете ли вы кататься на лыжах и коньках?
– Да, и люблю иногда покататься на горных лыжах.
– Какая любимая еда у Пекки?
– Паста.
– Какой вид искусства наиболее близок вам обоим?
– Пекка любит творчество финского художника Gallen Kallela, мы вместе бываем на опере и в театре.
– Были ли вы в России?
– Мы много раз были вместе с Пеккой в Санкт-Петербурге, даже на машине. Меня очень впечатляет этот город.
Двенадцать лет назад, выбирая в президенты Тарью Халонен (партия СДП), противники пытались уличить её в лесбийских наклонностях и уверяли, что женщина не может быть главнокомандующим. Тарья была активистом движения по созданию комитета защиты сексуальных меньшинств. Лесбиянкой она не оказалась и на «отлично» отработала двойной срок на посту президента.
Если в воскресенье финны проголосуют за кандидата Пекку Хаависто, Финляндия опять всколыхнет мировую общественность, выбрав в президенты представителя меньшинств. Но прежде всего это будет выбор в пользу опытного политика, миротворца и грамотного человека.
Пекка Олави Хаависто, 53 года
Родился 23 марта 1958 года в городе Хельсинки. Проходил альтернативную службу в 1985 году в университетской больнице города Тампере. С 2002 года состоит в зарегистрированном союзе с эквадорцем Антонио Флоресом. Детей не имеет.
Финский политик и депутат парламента, один из основателей Партии зеленых в Финляндии и пионер движения экологической политики, в том числе и в Европе. С 18 лет ведет активную политическую деятельность, в 1987 году первый раз был избран в парламент страны. В 1995 году занял должность министра экологии Финляндии. Стал самым молодым министром движения зеленых в мире. За годы работы в министерстве (1995 - 1999) внес значимый вклад в развитие сотрудничества Финляндии и России в области охраны окружающей среды.
С 1999-го по 2005 год работал дипломатом ООН, изучал проблемы окружающей среды (ЮНЕП) на Балканском полуострове, в Афганистане, Ираке, на Ближнем Востоке, в Либерии и Судане. В 2005 - 2007 годах был послом Евросоюза в Судане и Дaрфуре, проявил себя как талантливый переговорщик и примиритель конфликтующих сторон. В настоящее время возглавляет Партию зеленых в финском парламенте.