Гранитную крошку, которую давно используют в Финляндии вместо соли, начали внедрять и в Петербурге: с этой недели в качестве эксперимента ею посыпают две улицы в Зеленогорске. Вице-губернатор Сергей Козырев уже встретился с бывшим вице-губернатором города Александром Вахмистровым, чтобы выяснить, готова ли возглавляемая им группа "ЛСР" наладить выпуск этого материала. Правда, ввиду местной специфики массовым ее применение не станет, и предыдущие неудачные опыты по внедрению крошки только подтверждают данный факт.
В последние зимы словосочетание «гранитная крошка» превратилось в синоним волшебного средства, которое может спасти горожан от гололеда и белых разводов на обуви, образующихся при применении соли. Оппозиционные политики, эксперты и простые горожане постоянно указывали на опыт Финляндии, где используется этот материал и где никто не жалуется на испорченные ботинки и сапоги.
В этих условиях было понятно, что новый губернатор Георгий Полтавченко, который еще осенью на заседании правительства объявил войну белым разводам, рано или поздно даст добро на использование гранита на петербургских улицах. В конце января он лично посетил Хельсинки и познакомился с опытом финских дорожников, и вот теперь эксперимент по применению крошки стартовал официально.
Как рассказал в четверг 9 февраля на заседании Городского штаба благоустройства вице-губернатор Сергей Козырев, который сопровождал Георгия Полтавченко в коммунальной экскурсии по Хельсинки, в качестве эксперимента это волшебное средство будут использовать на двух улицах в Зеленогорске. Причем речь идет отнюдь не об окраинных магистралях – это центральный проспект Ленина, который прорезает город с юга на север, и Вокзальная улица, где расположена железнодорожная станция, с которой жители Зеленогорска едут в Петербург.
Как объяснили в комитете по благоустройству, использовать гранитную крошку будут следующим образом. Сначала дорожные службы должны будут сдвинуть свежевыпавший снег к краю проезжей части, но полностью расчищать дорогу или тротуар до асфальта не станут: если рассыпать гранитную крошку на чистый асфальт, то сцепление с дорогой не улучшится, а наоборот – крошка будет действовать по принципу подшипника, ускоряя движение.
Оставшийся снег уплотнят, а затем поверх него распылят крошку, используя стандартный прицепной разбрасыватель, с помощью которого сейчас распределяют ту же соль. На проезжей части станут использовать крошку фракции 3 - 6 мм, на тротуаре – 1 - 3 мм. Предполагается, что эксперимент будет продолжаться до конца зимы, при этом, как сообщил Сергей Козырев, возможно, новый материал будет проверен и на Дворцовой площади. Весной крошку планируют собрать с помощью специальных пылесосов, как это делают в Финляндии.
В чем отличия данной технологии от той, которая используется в настоящее время? Сейчас дорожные службы при уборке снега используют реагенты – в основном это соль, а в последнее время к ней добавился хлористый кальций. Реагент растапливает снег, а затем улица зачищается до асфальта. Эта технология более трудозатратна, так как магистрали приходится в буквальном смысле вылизывать, а самое главное – при превышении норматива по использованию соли обувь покрывается теми самыми белыми разводами.
Однако все не так просто. Во-первых, наша ливневая канализация не рассчитана на применение крошки, которая забивает водостоки. Именно поэтому, как объяснили в комитете, и выбран Зеленогорск: на выбранных улицах отсутствует ливневая канализация. Во-вторых, на основных городских магистралях, согласно действующим нормативам, оставлять небольшой слой снега нельзя – зачищать их нужно до асфальта. Кроме того, как рассказал вице-губернатор Сергея Козырев, в Хельсинки автомобилисты ездят по городу со средней скоростью в 40 км/ч; при скорости за 60 км/ч, которая, как считает вице-губернатор, является обычной для Петербурга, крошка будет выбиваться колесами из снега и, словно пуля, ударяться в кузов и стекла машин.
Похоже, в Смольном все же уверены, что волшебным средством от всех зимних проблем гранитная крошка стать не может: там подчеркивают, что ввиду вышеперечисленных проблем использовать ее можно будет только в пригородах, в садах и парках; что касается центральных улиц, то там ее, возможно, будут применять на тротуарах. Нужно также отметить, что, как говорят дорожники, давно работающие в отрасли, в Петербурге пытались внедрить гранитную крошку уже несколько раз, в том числе в 1990-е годы, однако в итоге этот опыт признавался неудачным.
Сейчас запасы гранитной крошки, имеющиеся у ГУДСП «Курортное» (подведомственно комитету по благоустройству), составляют 270 тонн (в Хельсинки ежегодно используется около 40 тысяч тонн). При этом, как пожаловался на Городском штабе благоустройства Сергей Козырев, пополнить эти запасы достаточно сложно: крошка нужной фракции (1 - 3 мм на тротуары и 3 - 6 мм на проезжую часть) сейчас не производится в нашем регионе. Поэтому он недавно встретился с бывшим вице-губернатором, а ныне главой строительного холдинга ЛСР Александром Вахмистровым, чтобы понять, готово ли его предприятие начать выпуск такой крошки. Александр Вахмистров в разговоре с «Фонтанкой» подтвердил факт этой встречи и заметил, что предприятия, входящие в холдинг, технически готовы начать производство хоть сейчас – был бы заказ. Правда, он признал, что его компания не является монополистом в данной области.
Действительно, на петербургском рынке гранитная крошка присутствует, хотя и не того размера, который нужен Смольному: сейчас к нам в основном поступает щебень фракции 2 - 5 мм, который слишком крупный для тротуаров. Однако он вполне успешно используется на парковках и стоянках: об этом «Фонтанке» рассказали в торговом доме «Аврора», который занимается поставками этого материала. Что касается стоимости, то крошка, которая была закуплена комитетом по благоустройству, обошлась в 2300 рублей за 1 тонну с учетом доставки.
Поделиться