Суды Смольнинского и Московского районов Санкт-Петербурга арестовали одиннадцать граждан Колумбии. Их обвиняют в краже драгоценностей более чем на миллион евро. Семидневная разработка уголовного розыска транспортной полиции закончилась задержанием в Домодедово. По словам начальника полиции МВД на транспорте по СЗФО Игоря Проскурина, профессиональный уровень колумбийцев был запредельным.
- Риск - благородное дело, – ответил по телефону начальник полиции на транспорте Игорь Проскурин своим сотрудникам рано утром 14 февраля этого года, когда его проинформировали о том, что при досмотре подозреваемых в аэропорту Домодедово драгоценностей в багаже обнаружено не было.
После чего без особых церемоний одиннадцати гражданам Колумбии, улетающим в Гонконг, было предложено пройти в помещение таможенной службы. Более тысячи ювелирных изделий на сумму, превышающую миллион евро, было обнаружено на их телах и в сумках.
За девять дней до этого:
финансовый директор крупной московской ювелирной компании и несколько его менеджеров так и не улетели вечером 5 февраля из Санкт-Петербурга в столицу после окончания выставки Junwex. Аналогичное в этот же день произошло и с супругами из Братска. С той только разницей, что последние не уехали на «Сапсане» в Москву. В Пулково ювелиры не досчитались украшений на 40 миллионов рублей, на Московском вокзале – на три миллиона.
К утру следующего дня следствием транспортной полиции по СЗФО были возбуждены два уголовных дела по хищению драгоценностей, представленных ранее на выставке в Ленэкспо.
- Вначале нам показалось странным, что золото и бриллианты на десятки миллионов рублей «ушли» одновременно. Одни наши сотрудники заподозрили сговор, другие - то, что на языке жуликов называется «набой». Мы даже предполагали существование соучастника на самой ярмарке, – рассказал «Фонтанке» начальник розыска Родион Журов.
Подняв видеозаписи, установленные в Пулково и на Московском вокзале, оперативники увидели блестящее исполнение краж. На пленках, по словам сотрудников, видно, как в Пулково при досмотре на входе в аэропорт к московским коммерсантам неожиданно подходят молодые люди, что-то спрашивают, роняют игрушку-куклу, заодно рассыпают доллары, затем следуют суета, извинения. Нужный багаж незаметно исчезает с тележки, на которой громоздились вещи. А во время посадки на «Сапсан» к жертвам из Сибири подходит юноша, делает вид, что запихивает свою дутую куртку на полку и, прикрываясь сообщником, отвлекающим внимание посторонними вопросами, также уносит чемодан с ценностями.
- Что говорили заявители в первый момент? – поинтересовалась «Фонтанка».
- Как бы вам передать настроение? Кричали «мамочка!» «по-немецки», - ответил нам заместитель начальника полиции по оперработе Александр Пряников.
Как впоследствии выяснил уголовный розыск, потерпевших должно было быть больше. Так, примерно в это же время в холле гостиницы «Прибалтийская» бизнесмен из республики Саха также наткнулся на «фокусников». Один из них отвлекал владельца украшений вопросами о Петербурге, закрывая своего коллегу по ремеслу картой города, второй незаметно завладел кейсом. Но с пандуса отеля кольца и браслеты им увести не удалось. Заметивший исчезновение своих миллионов житель Якутии сумел бегом догнать уходящую автомашину, наполовину запрыгнуть в нее, отобрать поклажу, несмотря на то что его тащило по асфальту, и выпрыгнуть.
Несмотря на уже понятый сыщиками алгоритм, оставалась проблема – откуда неизвестные настолько точно знали что, где и когда.
По двум эпизодам семь дней совместно работали 25 офицеров из не объединяемых по их же комментариям подразделений: железная дорога и воздух – линейных управлений в Пулково и на Московском вокзале.
Ими были отсмотрены все возможные видеозаписи из систем «Поток», «Безопасный город», тех, что расположены на объектах транспортной полиции. Сняты все записи в Ленэкспо, где с 31 января по 5 февраля проходила выставка. Колумбийцы прибыли в город накануне (о ярмарке они узнали, анализируя Интернет). Ориентиром для анализа стали сами жертвы, их транспорт.
- Отматывали кино, только в обратном направлении, – прокомментировал Игорь Проскурин.
- Когда все соединили вместе, оказалось, что смотрим практически известный детектив «Двенадцать друзей Оушена», где зрителя увлекали искрометностью краж сверхдорогих камней. Кстати, вам будет любопытно – арестовали одиннадцать, а мы знаем, что один еще на свободе, – поделился своими впечатлениями заместитель начальника полиции Пряников.
В камеру попались автомашины «Шевроле Круз». Они оказались арендованными.
- Должна же быть оперская удача, - похвастался «Фонтанке» начальник розыска Журов.
Вскоре стало очевидным, что в городе в дешевых хостелах проживают 11 граждан Колумбии. Они были установлены, так как все были зарегистрированы. Их имена ничего не говорили: Санчес-Авила, Гомез-Триана, Диас-Контрерас и так далее.
13 февраля они все сели на тот же «Сапсан» и убыли в Москву. Задерживать их не стали.
- Во-первых, мы располагали удивительной, но оперативной информацией, а не доказательствами. Во-вторых, драгоценности могли оказаться, например, у одного. Остальные бы красавцы ушли. Мы понимали, что имеем дело с профессионалами. А стандартно мыслить с такими – опозориться, - прокомментировал нам Родион Журов.
В столице вся группа была взята под наблюдение. Они ни с кем не встречались. В Домодедово началась оперативная реализация. Но чемоданы, которые оказались под энтроскопом, были пусты. До рейса в Гонконг оставалось чуть более часа. Тогда всех остановили на проходе по зеленому коридору и попросту обыскали.
Результат еле уместился в служебном кабинете таможни. Более тысячи колец и подвесок. Заодно выяснилось, что одна девушка из их компании оказалась переодетым юношей. По словам оперативников, у них вообще есть сомнения в истинности многих паспортов, так как на вид задержанные намного младше выглядят.
- На колумбийскую мафию они не походили. Больше на двадцатилетних рэперов. Никакого сопротивления, скромно опущенные глаза, невразумительные ответы. Практически все признались, хотя и уверяют, мол, приехали в Петербург впервые посмотреть на Эрмитаж, а уж желание прихватить драгоценности возникло буквально спонтанно, – рассказал Игорь Проскурин.
По данным «Фонтанки», сотрудники уголовного розыска уверены в другом. По их мнению, организована группа была блестяще: они дважды – в конце 2010 года и в марте прошлого года - уже посещали наш город, тренировались на чужой местности вести наружное наблюдение, вживались в среду, были не броски, как студенты, в Ленэкспо вплотную изучали предполагаемых жертв, выяснили, кто из них будет без охраны, в каких сумках будут упакованы украшения. Само же исполнение краж говорит об отточенных навыках: несколькими группами, в разных местах, быстро и нагло.
По мнению офицеров, в Гонконге они собирались скинуть груз. 15 февраля к 19 часам Московский и Смольнинский суды избрали им меру пресечения - арест.
По нашей информации, в ближайшее время им будет предъявлено и обвинение в покушении на контрабанду. Что касается их биографий и подвигов, в том числе в странах Евросоюза, то пока это лишь информация к изучению.
P. S.
В конце разговора начальник полиции Игорь Проскурин спросил нашего журналиста: «Я вот вам все, что мог, рассказал, а вы нас с наступающими не хотите поздравить?»
Оказалось, что 18 февраля все управление отмечает первую годовщину транспортной полиции. Или 93-ю транспортной милиции.
Евгений Вышенков, "Фонтанка.ру"