В федеральном правительстве предложили свой вариант критериев для определения имущества, которое будет облагаться налогом на роскошь — о необходимости его в последнее время говорят чиновники во главе с премьер-министром РФ Владимиром Путиным. Министерство экономического развития предлагает считать чрезмерно богатыми людей, имеющих огромные апартаменты и мощные автомобили. Эксперты полагают, что в такой редакции новый закон может ударить по кошельку не только олигархов, но и среднего класса.
О том, что в правительстве обсуждается вариант закона, при котором налог на роскошь будет взиматься с владельцев недвижимости площадью более 1 тысячи квадратных метров и машин мощностью от 250 л.с, в пятницу рассказала министр экономического развития Эльвира Набиуллина. Как отметила чиновница, скорее всего, что касается недвижимости, то суммироваться площадь, находящаяся в собственности одного владельца, не будет. Для того чтобы платить налог на роскошь, собственнику нужно иметь один объект площадью более 1 тысячи «квадратов» - два по 500 кв. м облагаться налогом не будут.
Налог с владельцев мощных автомобилей Набиуллина предлагает брать по образцу транспортного налога. Предполагается, что для определения налогооблагаемых транспортных средств будет учитываться их мощность. «Начиная с 250 л.с., может быть, чуть больше», - уточнила министр.
Однако и сами чиновники, и эксперты признают, что озвученные критерии весьма необъективны. Так как в России отсутствует единый кадастр недвижимости, то сказать, сколько в стране вообще может быть квартир или домов площадью свыше 1 тысячи кв. метров невозможно. Например, риелторы Петербурга говорят, что не исключают почти полного отсутствия таких владений в городе.
В опрошенных «Фонтанкой» агентствах недвижимости Петербурга говорят, что за последние годы крупнейшие объекты, выставляемые на продажу в городе, были не больше 700-800 кв. метров. Правда, это отнюдь не умаляет их «роскошности». Так, к примеру, проданная пару лет назад квартира в Центральном районе Петербурга площадью 700 кв. метров (25 комнат) обошлась владельцу более чем в 600 млн рублей.
В Москве ситуация еще более неоднозначная. Из-за высокой стоимости 1 кв. метра в центре цены на квартиры там бьют все мыслимые и немыслимые рекорды. К примеру, недавно в столице была выставлена на продажу квартира за 1,14 млрд рублей. Площадь этих владений не превышает 550 кв. метров, то есть почти вдвое меньше заявленной налогооблагаемой площади, но не назвать это имущество роскошным невозможно. В квартире, которая, к слову, недолго оставалась без владельца, выполнен дизайнерский ремонт, интерьеры украшены мозаикой, обстановка в основном собрана из коллекционной мебели.
«Возможно, если руководство страны хочет пополнить казну за счет владельцев элитной недвижимости, то им стоит обратить внимание не на площадь, а на стоимость жилья, приобретенного в последние несколько лет, когда цена на квартиры и дома стала особенно высокой», - заявили «Фонтанке» в одном из агентств недвижимости на условиях анонимности.
С автомобилями мощностью 250 л.с. и выше на поверку все оказалось еще сложнее. Дело в том, что, по оценкам экспертов авторынка, в стране насчитывается от 150 до 200 тысяч легковых автомобилей с высокой мощностью двигателя. Но благосостояние их владельцев также может быть различным. Так, стоимость нового «Феррари» мощностью более 500 лошадиных сил будет существенно отличаться от стоимости 10-тилетнего внедорожника, под капотом у которого тоже может быть не меньше 300 л.с.
Эксперты считают несправедливым и предложение министра финансов Антона Силуанова, высказанное ранее, о том, чтобы включить налог на роскошь в ставку транспортного налога.
«В отличие от транспортного налога, который рассчитывается от мощности, влияющей на количество потребления топлива, нагрузку на дорожную инфраструктуру и проч., в налоге на автомобиль как имущество целесообразнее учитывать его стоимость. Более того, целесообразно, чтобы законодатели учли тот факт, что у человека может быть всего одна машина-внедорожник, необходимая ему для передвижения по сельской местности, а может быть целый парк автомобилей, которые используются исключительно для выезда в свет», - считает эксперт компании «Налоговик».
Напомним, что в рамках налога на роскошь, который власти обещают россиянам уже с 2013 года, планировалось брать процент от «сверхпотребления» с владельцев яхт, зарубежной недвижимости, дорогостоящих ювелирных украшений.
Варианты введения такого налога обсуждались еще в 2010 году. Тогда предполагалось взимать дополнительные деньги с собственников домов и квартир, по стоимости превышающих 15 млн рублей, а также автомобилей, катеров, яхт, ювелирных изделий и произведений искусства дороже 2 млн рублей. Но этот проект закона был заблокирован на голосовании фракцией «Единой России».
Отметим, что многие чиновники из городского и федерального закона являются кандидатами на уплату налога на роскошь. Многие из них, а также члены их семей, имеют дорогостоящие объекты недвижимости и автомобили.
Служебные автомобили петербургских чиновников также попадают под действие будущего закона. «Тойота Камри», на которой ездит подавляющее большинство руководителей петербургской администрации, под капотом имеет не 250, а все 277 лошадиных сил. Однако эти автомобили, как государственная собственность, налогообложению не подлежат.
Маша Могилевская, «Фонтанка.ру»