Корреспондент «Фонтанки», вооружившись списком временных избирательных участков, опубликованным горизбиркомом 28 февраля, посетил десять из них, точнее - те места, где они должны бы находиться. Самым «открытым» оказался участок, расположенный в секретном институте. Места голосования дворников, частных охранников и сантехников оказались спрятаны от постороннего глаза старательней, чем государственная тайна.
Санаторий с избирательным карантином
В санатории «Белые ночи», расположенном в нескольких километрах от Сестрорецка, на вахте журналиста остановил вежливый охранник. Осведомившись о цели визита, проверив паспорт и журналистское удостоверение, куда-то перезвонил, после чего объявил: «Я получил команду вас не пропускать. Распоряжение председателя комиссии и моего старшего смены». После звонка по «02» о нарушении избирательного законодательства наряд полиции прибыл достаточно быстро: минут через десять. Не менее вежливые, чем охранник, полицейские куда-то позвонили, поговорили, после чего объявили вердикт: «Вас не пропустят, у них карантин по гриппу и кори».
На этом дипломатические переговоры были завершены. Никто из членов временной избирательной комиссии до общения с представителем прессы не снизошёл. Почему членам избиркома подвергать своё здоровье опасности заболевания гриппом и корью можно, а журналисту нельзя, спросить было не у кого.
С медициной не поспоришь, пришлось покинуть страшное заражённое место. Но интересно, что «карантин» в санатории явно какой-то избирательный: позвонив по телефону и представившись потенциальным клиентом, удалось выяснить, что «Белые ночи» готовы хоть завтра принять отдыхающих с маленькими детьми, и никакой карантин этому не помеха — об угрожающей эпидемиологической обстановке сотрудник санатория и словом не обмолвился.
Первая потеря
Следующий пункт — временный участок в ООО «Норд-овощ», или, попросту говоря, на Калининской овощебазе. Территория огромная, где на ней искать участок, непонятно. Охрана не в курсе. Работники тоже не в курсе, да им и незачем — судя по всему, практически все они не граждане России. Администратор, которого удалось найти в здании дирекции, уверяет, что ни о каком избирательном участке он не слышал, а значит, его и нет.
Звонок в ТИК № 17. Раздражённый мужской голос подтверждает, что участок в ООО «Норд-овощ» относится к их ТИКу, и бросает трубку. Второй звонок. Тот же голос на вопрос, где конкретно этот участок искать или как туда позвонить, отвечает: "На "Норд-овощ", и бросает трубку. Третий звонок с просьбой прояснить ситуацию. Ответ представителя ТИКа лаконичен и эмоционален: «А пошёл ты...» - после чего в трубке опять раздались короткие гудки. Больше в ТИК № 17 звонить не хотелось.
Операторы горячей линии Горизбиркома помочь не смогли: «У нас информации о временных участках нет, позвоните в Горизбирком вот по этим телефонам». Телефоны Горизбиркома не отвечали. Оперативный дежурный 62-го отдела полиции, который обслуживает территорию базы, посмотрев в свой список, тоже избирательного участка на Калининской овощебазе не обнаружил: «У нас сведений о нём нет».
Охрана отказала также в посещении УИК, располагающейся на ОАО «Октябрьский электровагоноремонтный завод». Как передает корреспондент «Фонтанки», сначала ему сообщили, что комиссия уже закончила свою работу и удалилась. И даже после обращения в полицию, ему заявили, что предприятие - «очень режимный объект».
ЖКС не в курсе
Кроме овощебазы в Калининском районе, согласно информации Горизбиркома, должны были быть образованы временные участки аж в трёх жилкомсервисах: № 1, 2 и 3. Оказалось, дворникам и другим работникам жилищно-коммунальной сферы всё же пришлось голосовать на участках по месту жительства: двери ЖКС № 1 и ЖКС № 2 оказались заперты наглухо, какая-либо информация о выборах отсутствовала.
Работники дежурных служб уверенно заявили, что никаких участков у них в ЖКС нет и о них им ничего не известно. Голосовать будут, где всегда. В ТИК звонить не стал: я уже слышал, куда мне идти с вопросами об избирательных участках.
Свет в окошке
Следующим пунктом программы стоял ЦНИИ РТК на Тихорецком проспекте, 21, явно являющийся режимным и секретным, в связи с чем корреспондент «Фонтанки» предвидел немалые трудности, связанные с пропускным режимом.
Предчувствия не оправдались. Временный избирательный участок ЦНИИ РТК похож на рекламный ролик Центризбиркома. Охранник позвонил в комиссию, и через несколько минут член комиссии, проверив документы журналиста, проводил его в зал для голосования. Таблички с номером комиссии на входе, указатели по всему пути следования, информационные стенды, прозрачный ящик для бюллетеней, корректные сотрудники.
Временный участок в ЦНИИ РТК оказался вторым из восьми, который удалось обнаружить, первым, который удалось посетить. И последним.
Опять никого
Всё. Больше никого обнаружить не удалось.
- Охранное предприятие «Водопад» на улице Комсомола, 13, — дежурный ни о каком участке не слышал, он сам и охранники голосуют кто где.
- ЗАО «ЭВэК» - незаметная дверь в подъезде жилого дома 13 по улице Бутлерова — на долгие звонки открыл заспанный охранник, который был очень удивлён, что здесь кто-то ищет избирательный участок.
- ООО «Спецпроект» на Казначейской, 9, — закрыто, информации нет, никто не открывает.
- ООО «Сантехстрой» по своему адресу в доме 19 по Казначейской улице вообще не обнаружено.
- Торговый центр ПИК обнаружен, а вот избирательный участок в нём - нет. За дверью с надписью «Администрация» скрывался некто, по переговорному устройству представляющийся «служба охраны». Голос уверил, что ему доподлинно известно, что в ПИКе никакого избирательного участка нет и в администрации тоже никого нет — выходной.
Зачем подавались заявки и получались разрешения на формирование 68 временных избирательных участков (по сравнению с 36 временными участками на выборах в ЗакС и Госдуму), если подавляющее большинство из них невозможно обнаружить, а работники, ради которых всё это действо затевалось, всё равно вынуждены голосовать по месту жительства или по открепительным, — большой вопрос. Разве что дело в выделенных на их организацию средствах.
«Фонтанка» будет внимательно следить за результатами голосования — особенно за тем, будут ли оглашены результаты тех участков, которые, как выяснилось, существуют только в списке Горизбиркома.
Денис Коротков, «Фонтанка.ру»