Последний месяц президентства Дмитрия Медведева может запомниться россиянам больше, чем предыдущие 4 года его "подтандемного" правления. Утром 5 марта он подписал несколько поручений в адрес администрации президента, Минюста и Генпрокуратуры, и одно из них касается законопроекта о созыве Конституционного собрания. А его требуется созывать для того, чтоб изменить краеугольные статьи, в частности об основах конституционного строя. Что это может означать – разбиралась "Фонтанка".
Как сообщает официальный сайт президента РФ, 5 марта Дмитрий Медведев "подписал перечень поручений по итогам встречи с руководителями политических партий, не прошедших государственную регистрацию".
Напомним, что на упомянутой встрече в Горках президент обсуждал с оппозицией обещанную стране политическую реформу. Дмитрий Медведев сообщил оппозиционерам, что на протяжении всего своего срока он "занимался тем, что изменял отдельные части нашей политической системы". И вот, продолжал он, "пришло время для того, чтобы заняться этим более активно". И пришло это время не раньше и не позже, а за 2 недели до выборов, на которых все знали, кто победит: встреча проходила 20 февраля. К выполнению обещаний президент и приступил сразу после выборов – 5 марта.
Инициативы Медведева по части анализа обвинительных приговоров по так называемым "политическим" делам (например – делу Ходорковского) и по поводу проверки оснований для отказа в регистрации ПАРНАСа ожидаемы, и совсем не обязательно предполагают положительный результат: проанализируют, проверят, ну а что там дальше…
А вот одно из поручений в адрес администрации президента озадачивает: "Представить предложения… по подготовке федерального конституционного закона о созыве Конституционного собрания".
Конституционное собрание – это штука, о которой у нас далеко не все знают, потому что с 1993 года, то есть со дня вступления в силу нашего Основного закона, его не созывали ни разу. В мировой истории подобные органы собирали, как объяснил "Фонтанке" доцент истфака Северо-Западного института печати Максим Мильцин, в случаях "революционных".
– В некоторой степени его аналогом можно назвать Учредительное собрание в революционной России в 1917 - 1918 годах, но тогда создавались основы государства с нуля, – объясняет Мильцин. – Прежнее государство рухнуло, и нужно было решить, что будет дальше.
Во Франции Национальное собрание созывали во времена Великой революции, в Германии Учредительное собрание в 1919 году провозгласило Веймарскую республику.
В России, согласно действующему закону, Конституционное собрание созывают для внесения изменений в Конституцию. Точнее, большая часть положений Основного закона может быть изменена с одобрения двух третей состава Федерального собрания (именно так Госдума в свое время увеличила президентский срок до 6 лет). Но если необходимо изменить главы 1, 2 или 9 Конституции, то требуется созыв Конституционного собрания. Это главы "Основы конституционного строя", "Права и свободы человека и гражданина" и "Конституционные поправки и пересмотр Конституции".
Означает ли это поручение Медведева, что нас ждёт, например, изменение конституционного строя? Или что власть намерена коренным образом пересмотреть наши права и свободы?
– В главах 1 и 2 сформулированы положения, которые совершенно очевидны и изменениям не подлежат, – убежден историк Максим Мильцин. – Речь может идти о каком-то техническом моменте, который касается процедуры внесения поправок в Конституцию, то есть девятой главы.
– Единственное, ради чего стоило бы созвать Конституционное собрание, – это чтобы превратить Россию в парламентскую республику, – считает политолог Борис Вишневский. – Но со стороны Медведева пойти на это сейчас – значит, пойти против Путина.
Политолог Сергей Шелин убежден, что поручение Дмитрия Медведева может не означать ровным счетом ничего. "Вызывает улыбку" – так он это прокомментировал. Речь, по его мнению, идет о формальной процедуре разработки закона о созыве Собрания – и не больше.
– Созыв Конституционного собрания – это новые выборы, а наши власти совершенно не расположены проводить новые избирательные кампании, у них это вызывает содрогание, – говорит Сергей Шелин. – Речь, скорее всего, идёт о соблюдении каких-то рутинных процедур.
Дело в том, что особый порядок пересмотра глав 1, 2 и 9 Конституцией предусмотрен: если предложения об изменениях поддержаны Госдумой и Федеральным собранием, то созывается Конституционное собрание, которое разрабатывает новые нормы или решает оставить в действии прежние. Но каким образом формируется Собрание – неизвестно: соответствующего закона не существует по сей день. Попытки разработать его проект предпринимались уже 5 раз – в 1997, 1998 годах, дважды – в 2000-м и в последний раз – в 2007-м.
– Вероятно, Дмитрий Медведев хочет таким образом оставить юридический след в истории, я подчеркиваю – юридический, а не политический, – полагает Сергей Шелин. – Законопроект может быть разработан, но это совершенно не означает, что кто-то будет это Собрание созывать. Если нашим властям понадобится внести изменения в Конституцию, они прекрасно обойдутся без Собрания.
Гораздо интереснее выглядят другие "дембельские" поручения Медведева. В частности – в адрес Генпрокуратуры об анализе "законности и обоснованности обвинительных приговоров суда в отношении граждан Российской Федерации согласно приложению". Это приложение – список политзаключённых, который представители оппозиции вручили Дмитрию Медведеву 20 февраля в Горках. Сам факт появления этого поручения даёт надежду на справедливое разбирательство по упомянутым делам. Другое дело, что "анализ" уголовных дел Генпрокуратурой и их пересмотр – это вещи, слишком далёкие друг от друга. "Все эксперты сходятся на том, что и это поручение похоже просто на формальное прохождение бумаги", – говорит Сергей Шелин.
Во всех президентских поручениях Медведева указан срок исполнения. Так, разработать проект закона о Конституционном собрании надлежит до 15 марта, закончить анализ дел "политзеков" – до 1 апреля 2012 года.
Напомним, что 4 марта был избран новый президент России, и через 30 дней после официального оглашения результатов голосования он официально вступит в должность. Таким образом, даже если поручения Медведева и будут выполнены, то освобождать Ходорковского предстоит уже Владимиру Путину.
Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"