Операторы сотовой связи предлагают владельцам офисов, домов и дач, оказавшихся «вне зоны приема», самостоятельно построить себе сеть – установить так называемые фемтосоты. В некоторых случаях компании готовы финансировать их покупку, но чаще всего пользователям придется самим приобретать недешевое оборудование, проводить канал связи и оплачивать потребляемое микростанцией электричество и трафик. Несмотря на все проблемы, эксперты убеждены в перспективности такого рынка.
Фемтосота (femtocell) – миниатюрная базовая станция сотовой сети, внешне напоминающая Wi-Fi-роутер и сравнимая с ним по мощности. Она подключается к интернет-каналу и обеспечивает возможность пользоваться мобильниками абонентам, находящимся в радиусе ее действия (несколько метров).
Пилотные проекты установки фемтосот операторы «большой тройки» («Мегафон», «МТС» и «Билайн») начали в минувшем году. В настоящее время в регионе установлено около тысячи таких микростанций, большинство – у корпоративных клиентов. В планах компаний ежегодно удваивать объемы продаж.
Такого места нет на карте
По логике операторов, фемтосоты позволяют расширить покрытие и емкость сети, в том числе обеспечить связь в отдаленных уголках (на дачах, фермах и пр.) или в закрытых помещениях. Ведь особенности конструкций многих зданий, такие, как старые толстые кирпичные кладки или осовремененные армированные стенки и специальные стекла, становятся препятствием для проникновения сигнала от порой расположенных неподалеку базовых станций. В итоге проблемы со связью пользователи могут испытывать даже в центре города. Аналогичные проблемы возникают и у владельцев находящихся в такой «радиоизоляции» офисов и квартир.
Операторы убеждены в преимуществах фемтосот, маломощных и экономных с точки зрения электропотребления, гарантирующих связь уровня 3G в небольших помещениях, не требующих широкого интернет-канала. «МТС» предлагает владельцам или арендаторам офисов смонтировать даже собственные сети из нескольких фемтосот, покрывающих в сумме до 400 кв. метров.
Установка фемтосоты обойдется пользователю «в копеечку» – подключение самой дешевой станции «Мегафона» стоит 4900 рублей. Остальные операторы работают только с корпоративными клиентами (хотя им может стать частный предприниматель или микропредприятие). «Билайн» продает «3G-репитер» за 22 тысячи рублей, а «МТС» устанавливает фемтосоту только после предварительной строгой инспекции, которая должна подтвердить необходимость ее применения – получившим «добро» клиентам предлагают платить минимум 1500 рублей в месяц. Причем оказавшихся в зоне действия фемтосоты абонентов никто не освобождал от оплаты услуг связи по установленным для них тарифам (некоторые операторы предлагают различного рода бонусы и скидки).
Никто не отменял и обязанность владельцев даже самых маломощных базовых станций используемых 3G-диапазонов (равно как и обычного GSM) регистрировать такие радиоэлектронные устройства в органах Роскомнадзора, получать разрешения на радиочастоты и лицензии на оказание услуг связи. Поэтому некоторые операторы обходят такие требования надзорных органов, регистрируя фемтосоту на себя, а заплативший за нее немалую сумму клиент становится как бы только пользователем (арендатором).
Кроме того, пользоваться микростанцией смогут исключительно владельцы поддерживающих стандарт 3G телефонов и иных мобильных устройств. Даже среди современных аппаратов такой функцией обладает только каждая четвертая модель, а многие «старые» трубки с фемтосотой работать в принципе не смогут. Далеко не всегда их владельцы имеют возможность ограничить подключение «чужих» пользователей (случайно оказавшихся в зоне приема, соседей и пр.): у «МТС» функция «закрытый список» является платной (плюс тысяча рублей в месяц), у «Мегафона», по словам Сергея Протасова, возглавляющего службу маркетинга его регионального филиала, систему управления доступом только планируется внедрять.
Ваши проблемы за мои деньги
Целесообразность же затрат на покупку и использование фемтосоты не может не вызывать сомнения. Действительно, с одной стороны, это порой единственный способ обеспечить связь на той же даче в удаленной местности (на картах покрытия всех сотовых операторов «белые пятна» есть на территории даже плотно заселенной Ленинградской области). Но вряд ли в такой глуши найдется гарантированный выделенный интернет-канал. А если таковой есть, то не проще ли обеспечить выход во всемирную паутину с помощью обычного Wi-Fi-роутера и IP-телефонии, не платя за мобильный трафик, дорогое оборудование и пр.?
У владельцев оказавшихся вне зоны приема офисов и квартир иная ситуация, но почему они должны оплачивать неготовность оператора обеспечить надежную связь? «Мегафон», по словам Сергея Протасова, проводит в этом вопросе взвешенную политику: «Разумеется, мы заинтересованы в обеспечении качественного приема в тех же бизнес-центрах или гостиницах – в местах массового нахождения наших клиентов будем устанавливать фемтосоты бесплатно. Но владельцы зданий не всегда готовы идти навстречу – многие требуют заплатить за право смонтировать необходимое оборудование».
Однако, по мнению Дениса Кускова, возглавляющего информационно-аналитическое агентство Telecom Daily, фемтосоты могут быть популярны и пользоваться спросом как у частных, так и у корпоративных клиентов: «Использование подобных устройств позволяет не только значительно улучшить прием в плохих или недостаточных условиях, но и снизить излучение от телефона. Конечно, там, где нет связи в принципе, фемтосота не поможет – как не было телефонии и Интернета, так и не будет. Да и качественное покрытие – забота в первую очередь оператора, но есть много «узких мест». Поэтому у абонентов есть выбор: ждать, пока оператор оптимизирует свою сеть, или купить фемтосоту. В то же время мне кажется, что частным клиентам, испытывающим реальные проблемы со связью, оператор мог бы дотировать установку фемтосот. Тогда как для корпоративных они должны оставаться исключительно на коммерческой основе», – полагает эксперт.
Справка:
Всего в Северо-Западном регионе «Мегафон» смонтировал уже 600 фемтосот и к концу 2012 года планирует удвоить их численность. Сколько таких устройств приобрели розничные, сколько корпоративные клиенты, а также долю бесплатно установленных микростанций в пресс-службе назвать отказались. «МТС» заявляет о примерно ста устройствах, «Билайн» статистику не раскрывает.
Павел Нетупский, "Фонтанка.ру"