Петербургский метрополитен будет консервировать затопленный тоннель между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества», где в 1995 году произошел размыв. Как выяснила "Фонтанка", требуется укрепление не только подземным сооружениям, но и грунтам в жилых кварталах. Только на проектные работы выделено 45 млн рублей.
В ближайшее время петербургский метрополитен начнет работы по консервации затопленного тоннеля между станциями метро «Лесная» и «Площадь Мужества», где в 1995 году произошел размыв. Как выяснила "Фонтанка", требуется укрепление не только подземным сооружениям, но и грунтам в кварталах между площадью Мужества и улицами Новороссийской, Карбышева, Политехнической. Только на проектные работы выделено 45 млн рублей.
Комитет по транспорту и ГУП «Петербургский метрополитен» объявили конкурс на право проведения проектно-изыскательских работ в квартале, ограниченном площадью Мужества и улицами Новороссийской, Карбышева и Политехнической в Выборгском районе. Планируется, что подрядчик приступит к работам безотлагательно — уже в апреле 2012 года — и к августу 2013-го подготовит подробный план и смету работ по укреплению грунта и консервации старых тоннелей печально известного перегона на красной ветке метро.
Отметим, что этот конкурс стал итогом «аудиторских» работ, которые на перегоне по заказу ГУП «Метрополитен» провел «Ленметрогипротранс». Как сообщала «Фонтанка», в конце ноября прошлого года администрация петербургской подземки обратилась к проблеме перегона «Лесная» - «Площадь Мужества» и объявила о проведении в тоннелях и на прилегающей территории обследования основных несущих конструкций, исследования сейсмического состояния грунтов, анализа состояния отделки внутри перегонов и учета их смещений.
Целью этого исследования было определить, в каком состоянии находится перегон и не угрожает ли ему новый размыв. Оказалось, что, несмотря на то что с момента аварии не прошло и 20 лет, движение грунтов в этом районе может угрожать не только пассажирам метро, но и зданиям на поверхности.
Проектировщика, который определит масштабы и смету работ, необходимых для укрепления как подземных, так и надземных конструкций в опасном районе, комитет по транспорту определит до середины апреля. На работы выделяется 45,2 млн рублей. Несложно предположить, что сами строительные работы на перегоне будут стоить бюджету еще дороже.
Согласно техническому заданию, составленному службой тоннельных сооружений ГУП «Петербургский метрополитен», проектировщики должны найти пути «ликвидации развития аварийной ситуации и укрепления массива пород в зоне осадок, а также консервации затопленной трассы тоннелей и окружающего их массива пород на участке между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества»».
В проектной документации также должны быть предусмотрены работы по стабилизации грунтов в квартале между улицами Новороссийской, Карбышева, Политехнической и площадью Мужества, как указывается, «с целью локализации зоны осадок».
Кроме того, в «Метрополитене» считают, что оставлять затопленными трассы старых тоннелей нельзя. Их необходимо заполнить неким «бетонирующим» материалом, оптимальный состав которого также будет определять проектировщик. Предполагается, что в будущем этот состав заполнит тоннели через пробуренные с поверхности скважины.
Для того чтобы определить эффективность этих работ в будущем, проектировщик выполнит пробное бетонирование части старого тоннеля на специальном экспериментальном участке.
В Смольном и ГУП «Метрополитен», несмотря на существенные масштабы будущих работ, "Фонтанку" заверяют, что пассажиры подземки не ощутят никаких неудобств. В комитете по транспорту подчеркивают, что ремонт на объектах метро будет плановым, а состояние конструкций не является аварийным и не угрожает безопасности пассажиров.
Как подчеркнули в ГУП «Петербургский метрополитен», поводов для беспокойства нет. Учреждение поддерживает вверенные конструкции подземки в должном состоянии. Подробнее о консервации затопленных после аварии 1995 года тоннелях в администрации метрополитена пообещали рассказать нам лишь на следующей неделе.
К счастью, данные чиновников подтверждают независимые эксперты. Как рассказал «Фонтанке» создатель сайта о петербургской подземке – metro.vpeterburge.ru – блогер Антон, бетонирование старых и неиспользуемых тоннелей ведется постоянно. Например, сейчас осуществляются работы по заполнению служебного перехода, через который строился выход на «Адмиралтейскую».
"Это не резкий прорыв, это длительные процессы, они контролируются геодезистами, поэтому горожанам беспокоиться не стоит, - прокомментировал "Фонтанке" ситуацию Александр Кузнецов, доцент кафедры геотехники Сакт-Петербургского архитектурно-строительного университета. - Кроме того, все эти процессы происходят на больших глубинах, поэтмоу никакой опасности для существующей застройки нет".
«Метрополитен вообще не любит сохранять старые тоннели. Их стараются по возможности бетонировать, чтобы не было опасности затопления или обрушения», - говорит специалист. Впрочем, замечает, что внимание к перегону «Лесная» - «Площадь Мужества» не случайно. По его предположениям, затопленные части старых тоннелей сейчас являются неизведанной зоной, закрытой от специалистов возведенными бетонными «пробками».
«Полагаю, что такие участки могут просесть, вызвав обрушения зданий на поверхности», - говорит исследователь подземки.
Он также заявил, что происходящее в районе старых тоннелей, скорее всего, не скажется на тоннелях новых, по которым в данный момент ходят поезда. Новые перегоны построены с учетом сложных грунтов, и не один над одним, как было раньше, когда верхний тоннель давил на нижний и усугубил ситуацию со слабыми грунтами, а параллельно друг другу. Кроме того, действующие тоннели построены в стороне от зоны размыва и гораздо ниже, где порода крепче.
Отметим, что спасение от затопления перегонов метрополитена сейчас ведется между станциями на все той же «красной ветке» Кировского-Выборгской линии - между станциями «Гражданский проспект» и «Девяткино». Там за 320 млн рублей восстанавливают водонепроницаемость железобетонной и чугунной обделки.
Сигналом к действию для метрополитена послужили обнаруженные в ходе обследования высолы - белый соляной налет, который образуется из-за того, что вода, которая проникает сквозь обделку, выносит на ее поверхность соли, содержащиеся в строительных материалах.
Грунтовые воды, которые проникают сквозь любую обделку, являются хронической проблемой нашего метрополитена. Так, с 1993 по 2003 год шел ремонт гидроизоляции на участке «Черная речка» – «Пионерская», а в 2008 году такие же работы пришлось проводить на участке между «Старой Деревней» и «Комендантским проспектом». От воды страдают не только тоннели, но и станции, которые на время ремонта приходится закрывать. Например, с 2008 по 2009 год по этой причине не работал «Гостиный двор». Из-за необходимости восстановить герметичность закрыли станцию «Невский проспект-2». Так же планируют поступить с «Петроградской» уже в июне этого года.
Самым известным инцидентом в городском метро стал произошедший в 1995 году размыв именно на перегоне от «Лесной» до «Площади Мужества». Тоннель затопили грунтовые воды, его пришлось закрыть. До 2004 года линия была разорвана на две части. Пока метрополитен строил обходные тоннели, жители района, доехав до «Лесной», поднимались на поверхность, пересаживались на наземный транспорт, а затем снова спускались в подземку уже на станции «Площадь Мужества».
Когда линия в 2004 году наконец была вновь сомкнута, метростроевцы обещали, что тема размыва на данном перегоне закрыта на ближайшие 50 лет.
Ранее по теме:
«Красная» ветка опять дала течь. Пока - ценой в 320 миллионов
Метрополитен ищет воду
Маша Могилевская, «Фонтанка.ру»