Активы Сергея Сосновцева, собственника и генеральный директор ООО «Городской оптовый рынок Салова, 52», расстрелянного из автомата 26 сентября 2011 года, стали причиной серьёзного конфликта между наследниками. События, начавшиеся в духе 90-х годов, и продолжились также - 12 апреля спор, который до этого шел в стенах судов, начал переходить в силовую стадию — с участием охранных предприятий и полиции.
Активы Сергея Сосновцева, собственника и генерального директора ООО «Городской оптовый рынок Салова, 52», расстрелянного из автомата 26 сентября 2011 года, стали причиной серьёзного конфликта между наследниками. События, начавшиеся в духе 90-х годов, и продолжились так же - 12 апреля спор, который до этого шел в стенах судов, начал переходить в силовую стадию — с участием охранных предприятий и полиции.
Покойный Сергей Сосновцев в той или иной степени контролировал два десятка фирм, но спор между наследниками разгорелся из-за трёх юридических лиц: ОАО «Городской оптовый рынок Салова, 52», одноимённого акционерного общества и ООО «Сосновцев-Пластавтомат». Именно эти фирмы контролируют оптовый рынок на Салова, 52. Напомним, по версии следователей, и убийство коммерсанта произошло из-за коммерческого конфликта на рынке, в организации убийства Сосновцева обвиняется Маариф Алекперов, владелец фирмы «Континент» - основного арендатора площадей на Салова, 52.
Доверительный управляющий утратил доверие вдовы
На долю в наследстве Сергея Сосновцева претендуют пятеро: вдова Ольга Сосновская, которая также представляет интересы двух малолетних детей, сын Сосновцева от первого брака - также Сергей - и мать наследодателя Анна Сосновцева.
Конфликт между наследниками начался в феврале 2011 года, когда Ольга Сосновская, выступая как от себя, так и от имени своих детей, потребовала расторгнуть договоры доверительного управления имуществом, заключённые с согласия всех наследников в ноябре 2011 года с Маратом Абдулхаликовым. По мнению вдовы и её представителя Икрама Ибрагимова, Абдулхаликов управлял имуществом, нарушая интересы её детей как наследников.
В расторжении договора было отказано: из ответа нотариуса следует, что расторгнуть договоры доверительного управления возможно только с согласия всех наследников, а Сергей Сосновцев и Анна Сосновцева просьбу Ольги не поддержали.
Вся власть миноритариям
После демарша Ольги Сосновской доверительный управляющий, как предполагает Икрам Ибрагимов, по согласованию с Сергеем Сосновцевым-младшим, предпринял ряд шагов. Так, в феврале 2012 года генеральным директором ООО и ОАО «Салова, 52» Абдулхаликов назначает Кирилла Зюбко. Как утверждает Ибрагимов, самого Зюбко никто и никогда на рынке не видел и возможности пообщаться не имел. (Отметим: не удалось обнаружить таинственного директора и корреспонденту «Фонтанки».) Тем не менее за неполный месяц руководства фирмами Зюбко и Абдулхаликов успевают внести в уставы юридических лиц принципиальное изменение: отныне принять какое-либо решение, отнесённое законом к компетенции общего собрания участников (акционеров), например сменить генерального директора, стало возможным только единогласно.
Таким образом, потенциальное преимущество Ольги Сосновцевой, которая представляла троих из пятерых наследников первой очереди, было нивелировано. После недолгого руководства Зюбко пост генерального директора хозяйственных обществ по решению доверительного управляющего Абдулхаликова занимает Дмитрий Жоголев, а его представители в арбитражном суде добиваются ареста на внесение каких-либо изменений в регистрационные документы фирм.
Подобное положение, когда имеющие по закону право на три пятых наследственной массы Ольга Сосновцева и её дети формально-юридически отстранены от управления фирмами и не имеют реальной возможности контроля за финансовой деятельностью, Икрам Ибрагимов считает незаконным и несправедливым. Действия бывшего доверительного управляющего и генеральных директоров обжалуются в арбитражных судах и судах общей юрисдикции, поданы заявления в правоохранительные органы, в которых указывается на признаки возможного вывода активов и причинения ущерба законным наследникам.
В настоящее время управление повседневной деятельностью рынка на Салова, 52, осуществляет исполнительный директор Роман Петров, назначенный ещё Сергеем Викторовичем Сосновцевым. Генерального директора Кирилла Зюбко, как говорят на рынке, никто никогда не видел. Генеральный директор Дмитрий Жоголев первый раз прибыл 12 апреля — с охраной и полицией.
«Патриот» как аргумент в споре наследников
Дмитрий Жоголев, Сергей Сосновцев и Марат Абдулхаликов прибыли на рынок около 08.30 12 апреля, в сопровождении сотрудников охранного предприятия «Северный легион» и сотрудников полиции во главе с оперуполномоченным ОБЭПиК УМВД по Фрунзенскому району Романом Ивановым, рассказывает представитель Икрам Ибрагимов. Когда охрана рынка отказалась пускать прибывших, ворота тросом подцепили к полицейскому автомобилю "УАЗ-Патриот", который снес ворота и открыл дорогу.
После этого Жоголев, Сосновцев и Абдулхаликов в сопровождении полицейских зашли в кабинет генерального директора рынка, сломав по дороге, по словам Ибрагимова, ещё несколько дверей.
Впереди, по словам Ибрагимова, — оперуполномоченный ОБЭПиК Иванов.
Самого Ибрагимова, представляющего интересы троих из пятерых наследников первой очереди, в помещение не пустила полиция.
Через некоторое время, рассказывает Икрам Ибрагимов, на место событий прибыл начальник ОБЭПиК Фрунзенского УМВД Дмитрий Громов. Впрочем, разговаривать с Ибрагимовым Громов не стал и распоряжение не пускать его в здание не отменил.
Около 12.30 Ибрагимов направил заявление на факс начальника ГУ МВД по Санкт-Петербургу и области Сергея Умнова.
Через 30 минут после отправки факса Дмитрий Жоголев, Сергей Сосновцев, Марат Абдулхаликов, а также сотрудники полиции и охранного предприятия рынок покинули. Ещё через час на место прибыли руководители УБЭПиК главка для того, чтобы разобраться в ситуации.
Икрамом Ибрагимовым направлены заявления в 47-й отдел полиции и УБЭПиК ГУ МВД. Сам Икрамов расценивает происходящее как попытку Сергея Сосновцева вместе с Маратом Абдулхаликовым и Дмитрием Жоголевым «захватить управление в организациях, контроль над финансовыми потоками» и предполагает, что в результате их действий возможен вывод из предприятий финансовых активов, что противоречит интересам Ольги Сосновской и её детей.
Сергей Сосновцев: мы будем заходить на рынок
Дмитрий Жоголев, который, в соответствии с записью в ЕГРЮЛ, в настоящее время является генеральным директором ООО и ОАО «Городской оптовый рынок Салова, 52», пояснил, что 12 апреля была попытка сменить охрану рынка. «Договор с организацией, которая сейчас охраняет рынок, расторгнут. Мы пришли поменять охрану. Это не получилось, так как возникли сложности из-за оружейной комнаты, которая находится в помещении администрации. Все наши действия юридически обоснованны, я — законно назначенный генеральный директор и руковожу предприятием».
На вопрос, имеет ли возможность Дмитрий Жоголев осуществлять свои полномочия в полном объеме, например посетить свой рабочий кабинет и осуществлять руководство непосредственно на рынке, он ответил: «Теоретически это возможно. Практически — есть нюансы».
Сергей Сосновцев также уверен в своей правоте. «Я сейчас являюсь исполнительным директором. Люди, которые захватили рынок, не дают нам работать, пытаются разрушить бизнес, созданный моим отцом. Сейчас рынок охраняет предприятие, договор с которым расторгнут. Я прихожу на работу — меня не пускают. Но юридически мы правы, и мы будем заходить на рынок».
Сотрудники полиции, со слов Жоголева и Сосновцева, просто обеспечивали их безопасность, так как им неоднократно поступали угрозы, и они опасаются за свою жизнь и здоровье.
О том, что ему поступали угрозы от оппонентов в наследственном споре, рассказал корреспонденту «Фонтанки» и Марат Абдулхаликов, который с ноября 2011 года до 26 марта сего года осуществлял доверительное управление долями и акциями в фирмах, принадлежавших покойному Сергею Сосновцеву.
Как считает бывший доверительный управляющий, во время осуществления своих полномочий он действовал правильно, а внесённые в уставы хозяйственных обществ изменения, в результате которых претенденты на 3/5 наследства оказались юридически отстранены от контроля за деятельностью предприятий, Марат Абдулхаликов считает направленными на соблюдение интересов всех наследников. На вопрос, как найти Кирилла Зюбко, во время кратковременного директорства которого и были внесены эти изменения, Абдулхаликов ответил: «Это был временный человек. Вы его не найдете».
Начальник Фрунзенского ОБЭП Дмитрий Громов роль своих подчинённых и свою собственную в событиях 12 апреля осветить отказался.
Справка:
Эксперты затруднились точно оценить имущество, из-за которого разгорелся конфликт между наследниками Сергея Сосновцева. Общая стоимость спорных активов может составлять от 200 до 500 миллионов рублей.
Денис Коротков, «Фонтанка.ру»