Мельком смотрел на Брейвика в суде, на бегу видел riot-девушек в клетке. Истории настолько изжеваны, что рассуждать о них – уже признак ничегонеделания. Просто мы - зрители затянувшегося сериала, как в ХХI веке Давид готов бороться с Голиафом. А вот накануне я понял, чего мне не хватает. Скандинавам и блогеру Drugoi за это отдельное спасибо.
Кадры из норвежского суда дают нам возможность всмотреться в Брейвика, понаблюдать за его реакцией, ухмылками и глазами. Это важно – он не жулик, даже не серийный убийца. Это абсолютное зло. И вот это зло, согласно процедуре и цивилизованным нравам, укутывают в обязательный костюм и галстук, делая предельно похожим на окружающий мир. Остается лишь его лицо.
Когда-то в начале 60-х в Израиль силком привезли Эйхмана, конечно же, вердикт по человеку, который занимался окончательным решением еврейского вопроса, был готов заранее. Но Эйхман сидел в костюме, выбритый, с умным лицом в модных тогда очках. Месяцы выступали узники лагерей, показывали хроники, читали документы, а журналисты все возвращались к его крупному плану. Документалистика превращалась в художественное произведение. Порой, когда смотришь те кадры, ты забываешь о том, что этот думающий мужчина сделал все от него зависящее, чтобы убить шесть миллионов человек. Наконец, он себя выдал: перед чтением приговора он сел за стол, чуть провел пальцем по полировке, достал носовой платок и смахнул пыль. Его это озаботило.
Это ничто для информации и все для осмысления. Называется: дошло.
Так и с Брейвиком. На Халтурина он уже не похож. Его римские вскидывания рук – банальность. Пока ничего глубокого. Тоже, вроде бы, оперативные данные. Но доходит потихоньку.
А вот у нас все в клетке. А к вольерам не подойти. Сегодня в них девушки-танцовщицы. Спасибо фотокорреспондентам – благодаря их мощным объективам, хоть что-то разглядеть можно. Типа: она? Вроде она.
С этой точки зрения я говорю о клетках не как об устройствах, которые, по большому счету, до приговора не законны, а как о препятствии, мешающем нам вникнуть в обвинение. Мы же не юристы – нам не сноски на правила нужны.
Конечно, не каждый подсудимый интересен. А вот наблюдать за арестованными по убийству Анны Политковской нужно. Смотреть, как себя ведет гангстер номер один – Кумарин, крайне любопытно. А то их шасть в еле прозрачный аквариум, они капюшон хлоп себе на лоб, и все – представление закончилось.
По большому счету, это уровень общей эстетики и этики процессов. Мне кажется, мы еще внутренне уверены, что арестант должен заходить в зал обросший щетиной, да в кандалах. Потому как органы не ошибаются.
Что же касается девушек, то, как правильно подметил блогер Адагамов в своем фоторяде, Брейвик выглядит как Брейвик, а девушек держат за ведьм.
Андрей Лебедев, депутат ЗакСа Ленинградской области